ЧТЕНИЕ – ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ

Опубликовано: 05.07.2019

Казакова Елена Ивановна
Специалист по учебно-методической работе
МОЦДО, г.Орехово-Зуево

«ЧТЕНИЕ – ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ
ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

К. Д. Ушинский писал: «Жизнь каждого поколения остается как в языке, так и в литературе». Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты, надежды и мудрость воплотились в разных жанрах литературы. Произведения художественной литературы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок, потешек, пестушек, песенок, считалок, небылиц).

Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества, которые специально созданы для детей: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. В детском фольклоре находится ключ к пониманию ребенком чтеца или рассказчика. Научившись слушать чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Педагоги для лучшей адаптации ребенка в новом коллективе, начинают говорить с самого близкого для него – о нем и о его семье.

К сожалению, современные дети редко просят почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильма или компьютерные игры. Да и родители не всегда находят времени для чтения им книг. Результат – низкий уровень речевого общения. Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа с самого начала приобщения ребенка к художественной литературе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей.

            Одна из основных задач взрослого – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников.

Для начала необходимо рассмотреть с ребенком книгу, соблюдая при этом следующие правила:

  1. Изучаем обложку, запоминаем книгу «в лицо» (чтобы запомнить книгу, сопоставляем три ориентира), предполагаем тему чтения.
  2. Постраничное рассматривание книги, догадываемся о содержании по иллюстрациям и заголовкам.
  3. Считываем информацию с вводных листов книги.
  4. Решаем, что знакомое, понятное, а что новое, неизвестное. Ищем повод для чтения.
  5. Читаем произведение.
  6. Задаем вопросы по содержанию произведения.
  7. Беседа по содержанию произведения.
  8. Заучивание наизусть стихотворения или потешки или пересказ произведения.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.