Безграничная развивающая направленность игр и пособий В. Воскобовича

Опубликовано: 22.07.2019

Автор: Вышиванная Елена Николаевна

В мире взрослых все приспособлено для больших людей.
На мой взгляд, главная идея ФГОС — создать в детских садах мир для детей – безопасный, комфортный и увлекательный.

Моя педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, — тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства. Такова главная стратегия нашего педагогического коллектива.

В нашем детском саду работают творческие личности, которые строят свою жизнь по принципу созидания, тем самым развивая себя и свое окружение. Я стараюсь быть в курсе всех передовых методик и не просто перенимать их, а  адаптировать и совершенствовать. Так, побывав на семинаре В. В. Воскобовича, меня заинтересовала универсальная многофункциональная игровая сенсорная развивающая среда «Фиолетовый лес».   


В первую очередь, я оценила преимущества развивающей среды:

— доступная;

— безопасная;

— насыщенная;

— трансформируемая.

         Во-вторых, ее безграничную развивающую направленность. Фиолетовый лес  решает любые образовательные задачи, идеален для групповых и индивидуальных занятий. Подходит для детей с раннего до школьного возраста.  Он является простором для творческих идей, уникальным методическим инструментом. Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи и коммуникативным навыкам.

“Фиолетовый лес” –  это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.

Организуется эта среда из стационарно-закрепленной ковролиновой основы, состоящей из неба и лужайки и переносных модулей, которые крепятся к основе на липучки и могут размещаться в произвольном порядке.

Фиолетовый лес по Воскобовичу включает в себя различные игровые зоны и состоит из нескольких сказочных областей: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Ковровая полянка, Чудо острова. Он населен удивительными персонажами с такими же удивительными именами (мальчик Гео, героиня Сьюзи). На мой взгляд лучше, если названия областям и героям дети придумают сами, в зависимости от их игрового замысла.

          У себя в детском саду мы расширили пространство фиолетового леса.  Из  комнаты с фиолетовым лесом дети попадают  либо в релаксационную сенсорную комнату, особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека, где встречают тех же: ежиков, солнышко, тучек, волшебных рыбок и пр., только снабженных световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом  (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь) и дополняются установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения (наши воспитанники называют эту комнату ночным фиолетовым лесом); либо  в активационную сенсорную комнату,  покрытую сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании), с присутствием массажных мячиков и прочих подобных вещей. Для усиления световых эффектов имеются специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону. Эту комнату ребята назвали «Праздничный лес». В ней используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

         В центре комнаты с фиолетовым лесом расположены 2 стола – дуги, которые в зависимости от образовательных задач, могут замкнуться в круг (сеанс с кинетическим песком), а могут использоваться как отдельные столы для разных видов работ.

Для наших детей «Фиолетовый лес» — это долгоиграющий восторг.
           Вячеслав Вадимович, будучи по образованию физиком, самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Его игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию, которые я и мои коллеги несколько адаптировали под нашу образовательную программу.

Принципы методики Воскобовича:

Обучение должно быть веселым и непринужденным — интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка. Наш опыт показывает, что эффективнее всего использовать нравственные сказки (порой сочиняя их, реагируя на сиюминутные поступки детей), стимулирующие детей к размышлению и желанию сделать добро (помочь ежику собрать листочки, очистить лес от мусора и т.п.). Наши сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.

            Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать ребенка. Многие задания на развитие высших психических функций мы адаптировали к этому пособию. Например, тот же графический диктант, можно провести, выложив дорожку из листиков от цветочной поляны до фиолетового дерева, или найти 4-ый лишний предмет в озере. Выполнение этих заданий вызывает большую радость у детей, в отличии работы на бумаге. Исправление неточностей не оставляет следов ошибок, а следовательно, не вызывает тревоги перед возможной неудачей.  Каждая наша игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа. Данные виды игр способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости. В основе нашей работы с Фиолетовым лесом лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.



Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Так как воображение является важнейшим новообразованием дошкольного возраста, я считаю, что именно в дошкольном возрасте, следует приложить усилия для развития креативности и творческих способностей детей:

— мотивировать детей на предстоящую деятельность через создание игровой ситуации;                                   

— развивать познавательную активность, любознательность через развивающие математические игры;

— учить детей планомерному обследованию предметов, актуализировать сенсорные анализаторы как условие и основополагающую базу благоприятного интеллектуального развития детей дошкольного возраста;

— учить детей способам использования сенсорных эталонов;

— способствовать формированию базисных представлений о математических умениях;

— развивать воображение, креативность мышления, умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения;

— развивать наблюдательность, исследовательские навык

— развивать гармоничное, сбалансированное развитие эмоционально- образного и логического начала;

— развивать эмоциональную отзывчивость через «общение» с разнообразными сказочными персонажами, «населяющими» лес;

— воспитывать чувство взаимопомощи, доброту, умение доводить начатое дело до конца.

Наши дошкольники выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности, как в самостоятельной, и в совместной  деятельности с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий сказочных сюжетов. Конструированию фигур, узоров, предметных форм. Дети изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера. Поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения.



Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления — наглядно- действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Вот такое огромное количество задач можно решать с помощью «Фиолетового леса»!



Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал.

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и всяческие персонажи, о которых складывают легенды. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды для наших воспитанников.

Е. Н. Вышиванная,
заведующий МДОУ детского сада № 19 «Звездочка»
г. о. Подольск Московской области


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.