«Центры активности в группе детей раннего возраста»

Опубликовано: 26.08.2019

Автор: Носова Ольга Юрьевна, воспитатель МДОУ ЦРР – детского сада № 3, г. о. Орехово-Зуево

     С самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир.  Для того  чтобы малыш воспринимал яркий, насыщенный впечатлениями мир, необходимо создать определенные  условия. Самым главным условием для полноценного развития ребенка является организация в группе предметной пространственной развивающей среды. Она, в свою очередь, является для малыша носителем информации.

     Создавая предметно-развивающую среду в группе раннего возраста, мы попытались сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное и гармоничное развитие ребенка.

     В нашей группе предметно-развивающее пространство разделено на центры активности.

Игровой центр

Игра является основным видом деятельности наших малышей, поэтому в группе оборудован игровой центр, который создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.         

В свободном доступе для детей находятся игрушки для сюжетной игры: «Семья». Это — куклы, кроватки и коляски для них, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом, стиральная машина, сушилка для белья. Для игры в «Доктор» в наличии  имеются: столик, ширма, белые халаты и медицинские приборы (инструменты), пузыречки и коробочки от лекарств.   Для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки. В «Магазине» находится касса, витрина с набором овощей и фруктов, тележки для продуктов, сумочки, корзиночки. Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала.

Центр «Нарядись-покажись!»

Зона для перевоплощения в группе оборудована для создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряженья — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой); формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли); развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли).

         Малыши наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Наполнение уголка происходит в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Уголок уединения

Каждому ребёнку необходимо  свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями. В группе есть такой уголок,  который отделен от других центров легкой струящейся ширмой. Диванчик с мягкими подушками, кресло – всё это позволяет ребёнку комфортно расположиться в нем и отдохнуть.

Центр сенсорики

Дидактические пособия, которые представлены в центре сенсорики – разнообразные втулочки, вкладыши, балансиры, пособия с застёжками и шнуровками, бизиборд, геометрические кубы и многое другое — доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также полифункциональные.

 При их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем  мире.

Центр песка и воды

Для игр – экспериментов в группе оборудован центр «Песок – вода», с необходимым набором предметов и оборудования: наборы предметов по теме: «плавает-тонет», чашечки, стаканчики, лейки, трубки, черпачки, песочные наборы, ситечки. Занятия в этом центре помогают детям развивать мелкую моторику; открывать широкий простор для проявления фантазии; регулировать механизмы мышления; лучше выражать свои мысли, объясняя природные явления; развивать самооценку; преодолевать последствия психологических травм.

         Особое значение использованию воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в адаптационный период, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к условиям ДОУ.

Центр «Уголок природы»

Центр «Уголок природы» служит не только украшением группы. Благодаря ему дети  получают первоначальное  представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, логически мыслить. В центре находятся: природный материал (шишки, желуди, листочки),  настольные игры экологического содержания, леечки, фигурки домашних и диких животных, муляжи овощей и фруктов, художественная литература о природе и её обитателях. Дети с удовольствием экспериментируют, рассматривают наглядный материал, который находится в свободном доступе, играют в настольные игры. Таким образом, формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.

Центр художественного творчества

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Перед нами стоит задача — пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный  материал (карандаши, фломастеры, мелки, раскраски, трафареты) находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.

Центр музыки

В центре музыки располагаются разнообразные музыкальные и шумовые  инструменты (барабаны, бубен погремушки, деревянные ложки, дудочки, колокольчики), которые доставляют детям много радостных минут, а так же, развивают фонематический слух и чувство ритма у малышей.

Центр двигательной активности

В пространство группы гармонично вписывается центр двигательной активности, оснащенный спортивным  оборудованием, разнообразным физкультурным инвентарем. В центре имеется дорожка с камешками для профилактики плоскостопья у детей, гимнастические палки, мячи, веревочки, кубики для проведения утренней гимнастики, мячи-прыгуны, кегли, мешочки с песком. Все это позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

Центр книги

Особую роль в приобщении детей к художественной литературе отводится книге. При оформлении центраучитывали возрастные особенности детей. Яркие, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей.

Центр «Дом сказок»

Рядом расположился «Дом сказок». Любимые и знакомые сказки обыгрываем вместе с детьми при помощи различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.

       Такая организация предметно-пространственной развивающей среды способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, дает возможность малышу испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.