Влияние развивающей среды детского сада на развитие детей раннего возраста.

Опубликовано: 30.08.2019

Автор: Матросова Наталья Павловна
воспитатель МДОУ детский сад № 19 «Звездочка»г. о. Подольск

Основная задача, которая стоит передвоспитателем, работающим в группе раннего возраста, это облегчить адаптацию детей, то есть создать ту среду, которая вызывает постоянный восторг и удивление и дает возможность малышу забыть о расставании с родителями.

Игра отвечает естественным потребностям ребенка, способствует нормальному развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения. Она сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

Наблюдая за детьми раннего возраста, за их развитием, за тем, как они играют, как развивается речь детей, я сделала вывод о том, что у детей вновь приходящих в детский сад игровая деятельность сформирована недостаточно. Многие дети совершенно не умеют играть, переносить действия с одного предмета на другой, использовать в игре предметы – заместители. Поэтому я начала свою работу по созданию  в группе предметно-пространственной среды, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Организация предметно-пространственной среды позволяет малышам быстрее привыкнуть к условиям детского сада, наладить положительные взаимоотношения с воспитателем и сверстниками, создает благоприятные условия для развития и воспитания детей раннего возраста.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста организуется для детей таким образом, что все окружающие предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям.

В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы. Оборудование расположено так, что малыши могут свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время. С его помощью ребенок может включиться в игровую ситуацию.

«ЦЕНТР ПОЗНАНИЯ»

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Центр условно разделен на два блока:

— «сенсорное развитие» материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, мозаика и т.д.).

— «дидактические игры» для овладения действиями с различными предметами, обучения культуре общения.

Сейчас век инноваций и новых технологий, поэтому свою работу и группу я решила дополнить дидактическими развивающими играми по технологии В.В.Воскобовича «Фиолетовым лесом». Тщательно изучив методическую литературу, сделала выводы, что эти игры и понятие«фиолетовый лес» можно предложить для детей постарше, а для детей раннего возраста я придумала и сделала игры на коврографе: «Помоги ёжикам собрать листочки», «Подарим гномикам цветочки», «Украсим деревья листочками», «Укрась луг цветами», «Осеннее дерево». Все атрибуты к играм были вырезаны и сшиты из фетра. Фетр я использовала разный по толщине, это способствует развитию моторики у детей.

«ЦЕНТР ПРИРОДЫ»

В центре собран материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры. В центре имеется игротека экологических развивающих игр, муляжи овощей и фруктов, реалистические игрушки-животные. Для обогащения представления детей о животном мире, есть интерактивный коврик «Домашние животные». Собраны коллекции камней, ракушек, семян, подготовлена картотека экологических игр.

«ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Здесь для самых маленьких подобраны 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе), к ним, по содержанию сюжета, игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, в книжный уголок ставим игрушку – мишку; иллюстрации – ламинированные; сюжетные картинки соответствующие календарно-тематическому планированию.

«Выставка книг» экспонаты данной коллекции собраны родителями. Художественная литература – одно из важнейших средств, всестороннего развития личности ребенка. Поэтому дети раннего возраста очень любят посмотреть иллюстрации к любимым сказкам и послушать их.

«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ЦЕНТР»

У нас в группе есть красивая ширма для показа представлений, игрушки Би-Ба-Бо, настольный театр к сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Теремок». Своими руками был изготовлен театр на палочках, пальчиковый театр. В театрализованных играх знакомлю детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаю новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослым.

«ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Цель этого центра является интеллектуальное развитие ребенка, формирование приемов умственной деятельности, творческого мышления на основе овладения количественными отношениями предметов, их форм. Собрано большое количество материала: напольные и настольные конструкторы с разной сюжетной тематикой, фигуры для обыгрывания построек, альбомы со схемами построек.

«ЦЕНТР ВОДЫ И ПЕСКА»

Пожалуй, это самый любимый центр детей. Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Я использую свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Вода буквально притягивает к себе самых маленьких. Стоит наполнить таз водой, как детские ручки сами погружаются в нее, а вскоре уже брызги летят во все стороны. Но это не только игровая деятельность, но еще один из самых приятных способов обучения. Занятия с водой поднимают настроение малыша, дарят им огромное количество положительных эмоций.

Песок – еще один любимый материал детей. В своей группе использую игры с кинетическим песком. Я закапываю разные предметы в песок, а детям очень нравится ковыряться в нем и находить их.  В нем я прячу: камешки, фигуры животных. Так же детям нравится оставлять следы на песке от своих рук, трафаретов. Эти игры способствуют развитию мелкой моторики.

Игры с водой, с песком, игры – экспериментирования со снегом, создание мыльных пузырей и многое другое вносят в жизнь малыша радость открытия и познания.

«ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»

Традиционные и не традиционные атрибуты для художественно-эстетической деятельности: крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов, карандаши, пластилин, глина. Здесь ребенок может самостоятельно рисовать, лепить.

В этом году центр был пополнен морской солью. О пользе соли знают все. Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а так же делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. Еще морская соль оказывает благотворное влияние при непосредственном контакте с кожей рук, поэтому я в своей индивидуальной работе с детьми использую ее. Высыпая морскую соль на поднос, ребенок рисует на нем своими пальчикамиразные фигуры, при этом пары соли благоприятно влияют на воздух, он приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период адаптации детей и всплесков вирусных заболеваний, но также развивают творческое мышление ребенка и мелкую моторику.

«ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребенка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

В центе есть обручи, мячи разного размера, кегли, дорожки разной длины и разные по структуре поверхности (ровные, ребристые), канат, палка, ящики для перешагивания, погремушки для выполнения упражнений, атрибуты для подвижных игр.

Еще пополнила уголок ортопедическими ковриками. Рельефные выступы ортопедического коврика способны воздействовать на нервные окончания, ведущие от ног к определенным органам. Такой коврик в первую очередь помогает сформировать правильную сводку стопы. И именно в раннем возрасте легче всего проводить профилактику этих изменений, ведь сейчас косточки более или менее мягкие и легче поддаются приобретению нужной формы.

«ЦЕНТР СЮЖЕТНО — ОТОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИГР»

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.