Настольные игры для дошкольников

Опубликовано: 06.09.2019

Автор: Казакова Елена Ивановна
Специалист по учебно-методической работе
МОЦДО, г.Орехово-Зуево

Настольные игры — разновидность основной деятельности дошкольников, которая направлена на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия. К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Особенности выбора настольных игр

  1. Рекомендации по возрасту. Понятно, что возраст, указанный на упаковке игры или в ее правилах, является ориентировочным. Иногда дошкольники уже «тянут» игры для младших школьников. Но вряд ли им будут интересны наборы для взрослых.
  2. Количество игроков. Если планируется играть в настольную игру с дошкольником в кругу семьи, которая состоит из папы, мамы и ребенка, необходимо выбрать набор для соответствующего количества участников. Если же игровая деятельность будет организовываться в группе детского сада, набор, соответственно, должен быть групповым.
  3. Цель и содержание. Понятно, что первоочередной целью такой игры является развлечение, общение с друзьями или семьей. Но хорошо бы иметь некий педагогический мотив. Например, играя в Скрабл (для малышей) можно выучить буквы, научить ребенка читать слоги и целые несложные слова. А простейшие лото для малышей расширяют круг их знаний об окружающем мире.
  4. Пол ребенка. Большинство настольных игр являются универсальными. Но некоторые тематические наборы могут быть только для мальчиков или для девочек. Вряд ли девочка с радостью будет играть в стратегию с Черепашками Ниндзя, а мальчик увлечется приключениями диснеевских принцесс.
  5. Дизайн игры. Настольные наборы для детей раннего и дошкольного возраста должны быть яркими, иллюстрированными. Одним своим внешним видом они должны привлекать внимание детей.
  6. Наличие мелких деталей. Детали пазлов и мозаик, фишки и кубики все еще представляют для дошкольников определенную опасность, поэтому пазлы для детей от 2 лет должны быть крупными, в 4-7 лет ребенок уже не тянет в рот все подряд, поэтому детали, соответственно, будут мельче. Но случаи, когда ребенок засовывает детали в нос, уши, рот очень распространенные. Поэтому родители должны постоянно контролировать игровой процесс.

Виды настольных игр: описания и примеры

            Существует несколько классификаций настольных игр. Приведенные ниже наиболее применимы для детей дошкольного возраста.

По количеству участников они могут быть:

  • с возможностью самостоятельной игры (пазлы и мозаики ребенок может складывать сам, но на первых порах вмешательство родителей более чем желательно);
  • парные;
  • групповые.

По форме и содержанию выделяют следующие виды настольных игр.

1. Настольно-печатные

            К таким играм относятся разнообразные тематические карточки и лото, напечатанные на плотном картоне или пластиковые. Дети очень любят играть в «Кто где живет», «Кто что ест», «Моя комната», «Мои игрушки», «В магазине» и прочие тематические игры.

настольно-печатная игра для детей от 2 лет «Профессии»

            Игра представляет собой два набора карточек. На одном из них изображены представители определенных профессий: полицейский, пожарный, врач, учитель, швея, повар, прочее. На карточках из другого набора изображены символы профессий, орудия труда: пистолет с наручниками, пожарный шланг и шлем, шприц и стетоскоп, указка и глобус, швейная машина и сантиметровая лента, кастрюля и половник. Ребенку предлагается сопоставить карточки из обоих наборов. Взрослый просит назвать профессию, рассказать о ее функциях, описать предназначение того или иного рабочего инструмента.

            В виде лото игра «Профессии» представляет собой игровые поля с изображениями представителей профессий и карточки с их рабочими инструментами. Игровые поля раздаются участникам. Ведущий по очереди показывает карточки. Тот, у кого на поле изображен «хозяин» инструментов, называет профессию и забирает карточку. Побеждает участник, которому первому удалось собрать инструменты для всех представителей профессий, изображенных у него на поле.

В лото «Профессии» могут играть от 3 до 6 участников.

            Существует также множество математических игр, игр на развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью и многих других.

2. Игры на выделение части и целого

            К такому виду игр относятся пазлы и мозаики.

Еще в раннем детстве ребенку предлагают мягкие пазлы из двух-шести частей.

Если у него к четырем годам достаточно навыков для их собирания, можно купить ему более сложную игру. Для дошкольного возраста пазл должен состоять из 6 – 24 элементов.

Некоторые дети 5 – 7 лет собирают более сложные пазлы, состоящие из 28 – 64 элементов.

            В комплекте обязательно должна быть картинка-образец. Наиболее популярные темы пазлов у дошкольников, это:

  • мультфильмы;
  • сказки;
  • животные и птицы;
  • природа.

            Мозаика. Играя в мозаику из пластика или дерева, ребенок должен собрать из отдельных маленьких деталей целое изображение. Он должен быть усидчивым и аккуратным чтобы научится видеть конечный результат и достигать его последовательно.

мозаика «Пчелка» для детей от 3 лет

            Игра представляет собой решетчатую конструкцию из пластика и детали-гвоздики. Обычно, они представлены в 5-6 цветах. Количество деталей – от 54 до 108. Продевая гвоздики через решетку, ребенок должен собрать картинку.

Малышу 3 – 5 лет родители могут предложить выложить из мозаики круг, треугольник, квадрат, цветок, солнышко или какие-либо другие простые рисунки. Он может попробовать воспроизвести то, что изображено на картинке-примере, прилагаемой к игре.

Старшие дошкольники уже могут фантазировать и пытаться сложить тот рисунок, который родился у них в воображении. Мозаик великое множество. Чем старше ребенок, тем больше деталей и разнообразнее их цветовая гамма.

3. Игры-бродилки

            Эти простые и увлекательные игры для дошкольников учат детей соблюдать правила.

Обычно, в комплект входит игровое поле с пронумерованной «дорожкой», фишки, кубики, иногда фигурки героев или карточки. Поле многих современных бродилок объемное, со световыми и звуковыми сюжетами.

В основе игры – приключенческий сюжет или квест.

Игроки по очереди бросают кубики и ходят фишками по «дорожке». Некоторые ее ячейки могут быть другого цвета, с изображением каких-либо символов. По правилам игры они могут иметь особое значение: встав на ячейку, игрок получает право на дополнительных ход, пропускает ход, выполняет какое-либо задание и прочее.

4. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления

            К таким, в первую очередь, относятся домино. Обычно, предназначенные для дошкольников, они имеют тематическую направленность: времена года, животный мир, транспорт, овощи и фрукты, предметы одежды, прочее.

Также оно может быть похоже на взрослое, с дырочками от 1 до 6 и полем «пусто». С помощью такого можно учить малышей счету.

Детское домино может быть деревянным, пластиковым, картонным или мягким.

            Домино украшают изображения животных и их жилищ (пчела – улей, медведь – берлога, курица – курятник, так далее). Фишки раздаются поровну всем участникам. Если игроков мало, им раздаются 5-6 фишек, остальные кладутся в банк. По мере того, как участники кладут фишки, они могут брать себе новые. По жребию первый игрок выкладывает на стол любую фишку.
Задача остальных игроков – в порядке очереди добавлять фишки так, чтобы животные нашли свои домики. Доставлять фишки можно с обоих концов. Побеждает тот, кто первым избавляется от своих фишек.

Также к данным относятся лото, парные картинки и пр.

            Настольные игры развивают интеллектуальные и познавательные способности детей, положительные эмоции ребенка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры развиваются все стороны личности ребенка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям в дальнейшем при обучении в школе.

Кроме того, настольные игры игра очень важны для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умение ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

            Современный мир достаточно богат всевозможными играми. Содержание настольных игр очень разнообразно. Все они группируются в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.