Ребенок – прирожденный исследователь

Опубликовано: 24.09.2019

На прогулках с маленькими детьми нередко можно наблюдать, как взрослые пресекают их естественное желание исследовать окружающий мир. Когда малыш пытается брать и пересыпать песок руками, явно получая огромное удовольствие от тактильных ощущений, что делает мама? 

Тут же следует ее сердитый окрик: «Немедленно возьми в руки совочек, а то испачкаешься!». Если ребенок увлеченно продолжает свою исследовательскую деятельность, то нередко можно увидеть, как малыш получает шлепок. Совочек вставляется в его руку насильственным путем. Почему-то интерес к песку у малыша тут же пропадает. После дождя можно повсеместно услышать грозные предупреждения родителей о том, что нельзя ходить по лужам (хотя детей это редко останавливает). Нельзя ничего приносить с улицы: то, что в глазах ребенка является большой ценностью, в глазах взрослых – просто мусор. В квартире нельзя ничего просыпать, играть с водой, так как она прольется на пол. И таких запретов не счесть. А ведь ребенок прирожденный исследователь!!! Именно благодаря естественному познавательному интересу он знакомиться с миром, в который пришел. Малыш изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает?

Прежде всего это связано с воспитательными и образовательными ценностями взрослых. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром взрослые реагируют так: «Отойди от лужи, ты уже испачкал ботинки»! Отряхни руки, посмотри, они все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Смотри под ноги, а не по сторонам» и т. д. Особенно страдают от ограничений родителями исследовательские устремления девочек. Почему-то считается, что мальчики могут испачкать одежду, а девочки – нет. Давайте подумаем…. Может, вместо того, чтобы ограничивать ребенка в его поиске, было бы проще надеть на него для прогулки ту одежду, которую не жалко испачкать. Ведь его красивая одежда – это, прежде всего, одежда для родителей, подчеркивающая их статус и очень мешающая ребенку реализовать свою познавательную деятельность.

        

Все – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая и не понимая, отбивают у детей естественный интерес к исследованиям. Приходит время, и ребенок уже по собственной инициативе говорит другим детям: «Нельзя трогать песок руками, руки испачкаешь». И ему уже совершенно не интересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть многие из нас просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – вымыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

         Нужно отметить, что в последние годы в детских садах все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Появляются лаборатории, метеоплощадки. Педагоги наполняют предметно-развивающую среду для экспериментирования, опытов, наблюдений. Но, к сожалению, деятельность современного ребенка в дошкольном учреждении сильно регламентирована, а самостоятельной деятельности отводится крайне незначительная роль. Очень часто на нее просто не хватает времени.

        

Поэтому дома тоже можно выделить место для экспериментирования. Если в детском саду создаются небольшие лаборатории в отдельном помещении или отводится часть группового помещения, то дома – это может быть мини-уголок в комнате ребенка. Поставьте не большой столик, придумайте вместе с ребенком эмблему и название вашей мини-лаборатории, приготовьте самое простое оборудование и материалы. Важно, чтобы к столику был свободный доступ. Оборудование и материалы нужно время от времени менять, что-то добавлять, а что-то убирать. Чтобы ребенок самостоятельно проводил исследования, заготовьте для него различные схемы проведения опытов, рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.

Исследования в домашней лаборатории, конечно, будут отличаться от опытов, которые будут проводить педагоги с детьми в саду. Опыты дома будут иметь свою специфику. Они могут быть тесно связаны с тем, что происходит, например, на кухне во время приготовления пищи. Если мама готовит кашу или овощной суп, то часть крупы и овощей может стать прекрасным материалом для исследований. Бросая сахар в чай или соль в суп, можно предложить ребенку выяснить, растворяются ли эти вещества в воде. Если для блюда нужна вода определенной температуры, пусть ребенок измерит температуру воды с помощью термометра. Одним словом, работа домашней лаборатории полностью зависит от фантазии взрослых и интересов ребенка.

Не подавляйте в ребенке исследователя!!!
Экспериментируйте вместе!!!


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.