Тьюторское сопровождение

Опубликовано: 16.03.2020

В основу тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования в Московской области заложена идея формирования равного отношения ко всем обучающимся при создании специальных условий образовательной среды, ориентация на социальный заказ – готовность общества к восприятию лиц с ОВЗ и инвалидов, предъявляемые требования ФГОС. Помощь в этом процессе может оказать тьютор.

При выборе тьютора руководствуйтесь собственными предпочтениями и выбором ребенка. Обратите внимание на рекомендации и опыт работы.

Кто может работать тьютором? В соответствии с законодательством, тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Что должен делать тьютор?

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

В чем может помочь тьютор?

Тьютор знает приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии. Он может подсказать, к кому лучше обратиться по юридическим вопросам.

Тьютор – немного психолог. Он знает психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков.

Тьютор знает возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Тьютор может помочь в трудной жизненной ситуации.

В условиях динамично развивающегося современного образования необходимо создавать и развивать технологии тьюторской деятельности. Переход образовательных отношений из «обучающий» — «обучаемый» в рамки взаимодействия «тьютор» — «тьюторант» предполагает личностно ориентированное и индивидуализированное обучение.

Тьюторское сопровождение в среднем профессиональном образовании призвано:

  • индивидуализировать обучение в учреждениях;
  • выбрать стратегию формирования индивидуального образовательного маршрута для каждого тьюторанта с учетом его запросов;
  • создать условия для выбора индивидуального маршрута, дисциплин, пиоритетов;
  • выстроить образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в контексте субъектности;
  • развить интерактивные образовательные технологии.

Обратите внимание не то, что тьютор ведет документацию по вашему ребенку. Это:

  1. диагностики личностного потенциала тьюторанта;
  2. анализа достижений тьюторанта;
  3. уточнения целей;
  4. сравнительного анализа образовательных карт тьюторантов;
  5. выбора образовательных ресурсов;
  6. навигации в образовательных ресурсах;
  7. рефлексии.

При желании вы можете с ней ознакомиться и получить консультацию.

Главное в совместной деятельности родителей и тьютора — эффективное использование и создание образовательной среды. Сама образовательная среда должна быть задана не конкретной программой мероприятия, а различными образовательными ресурсами для проектирования индивидуальной образовательной траектории каждым участником. Важно, чтобы среда содержала избыточное количество ресурсов для выбора в соответствии с личным запросом. Она не может быть жёстко организованной и регламентированной. Участнику предоставляется возможность вносить предложения и задавать новые варианты выбора.

В созданной таким образом образовательной среде необходима организация тьюторского сопровождения, взаимодействия родителей и тьютора.

Обычно мероприятия имеют такую последовательность в оргаанизации:

Тьюторантами являются участники проводимого мероприятия. Тьютор работает с их запросом, осуществляет навигацию (обсуждает с участниками мероприятия преимущества и риски, возможности и ограничения конкретного выбора), способствует проектированию индивидуальной образовательной программы.

При проведении мероприятия тьютор всегда работает «здесь и сейчас»: с конкретным человеком, в конкретной ситуации, с опорой на конкретные ресурсы, но задавая тьюторанту новый масштаб его профессиональной деятельности. Можно условно определить следующую последовательность тьюторского сопровождения:

  1. Проведение тьюториала с целью выявления запроса, подбора ресурсов для реализации запроса, проектирования индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Используемые средства: ресурсная схема полного тьюторского действия –определение стартовой позиции на начало проведения мероприятия, блок ресурсов для проектирования индивидуальной образовательной траектории (маршрута), анонсы всех площадок для выбора, визитные карточки всех участников мероприятия, глоссарий;

  • Сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов тьюторантов.

Формы сопровождения: консультации, рефлексия, анализ промежуточных результатов. Используемые средства: вопросы, опросники, анкеты.

  • Корректировка индивидуальных образовательных маршрутов и их полная реализация. Используемые средства: Навигатор мероприятия.
  • Проведение тьюториала с целью фиксации достижения личных результатов:и выполнение поставленных задач, оценка своей позиции на момент  завершения мероприятия и определение дальнейшей деятельности. Используемые средства: ресурсная схема полного тьюторского действия, проекты итоговых документов мероприятия, «доска желаний» (предполагаемые места разворачивания новой деятельности).
  • Подведение итогов мероприятия (презентация проектов, открытый микрофон, пресс-конференция). Формы сопровождения: подготовка вопросов, суждений, проектов, выступлений; при необходимости- итогового документа.

Создание социально-образовательной среды мероприятия начинается ещё на подготовительном этапе и может включать следующие моменты:

  • Регистрация заявок участников (возможность иметь информацию об участниках ДО начала мероприятия);
    • Размещение материалов участников на сайте в тематическом разделе;
    • Обсуждение размещённых мероприятий на форуме.

Задачей совместной деятельности тьютора и родителя является помощь ребенку с ОВЗ или инвалидностью в осознании, что ему интересно и как он может реализовать свой интерес в образовательном настоящем и актуальном образовательном (профессиональном) будущем.

Как тьютор должен финансово оформить основные моменты организации работы?

Обычно это происходит следующим образом:

– тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы (заведующим детским садом) через издание приказа, заключение трудового договора или заключение Договора о возмездном оказании образовательной услуги;

– тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся). В данном пункте учитывается желание родителей;

– за выполнение работы по оказанию услуги «личностно- ориентированное (тьюторское) сопровождение индивидуальных образовательных программ» тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты.

Тьютор ведет дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Дневники могут иметь различия по структуре, объему, функциям:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребенка, тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; отмечаются различные виды сопровождения: учебный материал (разъяснять, объяснять, упрощать), терапия, обучение методике учебы, поддержка при эмоциональных проблемах; отмечаются контакты с родителями, специалистам и другими взрослыми, а также эмоциональные реакции ребенка.

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.

Опыт работы в системе среднего образования Подмосковья показывает, что успешно зарекомендовал себя такой способ ведения дневника, как электронный. Данный вид взаимодействия педагогов с обучающимися и их семьями удобен и эффективен. Он имеет ряд преимуществ над классической системой. Тьютор учреждения среднего профессионального образования в своем взаимодействии с ребенком с ОВЗ или инвалидностью и его семьей может широко использовать данный информационный ресурс. В Электронном дневнике можно давать задания и корректировать направления тьюторской деятельности, определять совместно с ребенком и его семьей ближайшие и дальние цели развития, работать в эффективном режиме сотрудничества.

В деятельности тьютора важно также отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:

  • физическое развитие;
  • развитие психомоторики;
  • когнитивное развитие;
  • социально-эмоциональное развитие;
  • коммуникативные возможности;
  • отношение к учебе;
  • школьные навыки.

Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы, например:

  • описание проблемы;
  • возможности ребенка;
  • компенсационные возможности;
  • ограничения;
  • ресурсы;
  • возможные пути преодоления;
  • действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

Таким же образом могут описываться трудности не только учебной, но и социальной сферы деятельности ребенка с ОВЗ.

В зависимости от педагогических задач и потребностей обучающегося, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.

Тьюторская деятельность может стать хорошим подспорьем для развития ребенка и облегчением жизни родителей.

Рассматривая пути развития данного направления педагогической деятельности, следует отметить, что необходимо рассмотрение вопроса по развитию дальнейшего взаимодействия тьютора и родителей, подготовки к тьюторской деятельности.

Что-полезно-знать-родителям-особенного-ребенка

Скачать презентацию

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.