Педагогические условия и приёмы коррекции отклонений развития речи детей в младенчестве и раннем возрасте

Опубликовано: 14.11.2020

Дюгай Ирина Рудольфовна, старший воспитатель
МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Ромашка»

Головина Наталья Юрьевна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Ромашка», г.о. Химки

Аннотация: Для адаптации ребёнка к социуму, возможности приобрести необходимые знания, умения, способы поведения, нужен правильно функционирующий мозг, работа которого зависит не только от биологических предпосылок, но  и от запроса окружающего мира. Качество обучения речи связано с коммуникативной, развивающей средой, организуемой родителями и педагогами. В статье рассматривается последовательность выстраивания системы речевого реагирования, задачи родителей по развитию навыков вербального общения.

Ключевые слова: условия речевого реагирования, задачи развития речи, обучающая среда, коммуникативные правила.

Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение ведёт за собой развитие[1]. Такое понимание соотношения этих процессов,  привело к необходимости учитывать как наличный (актуальный) уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»). Зона ближайшего развития в педагогике — это возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним выполнить то, что ребёнок не может сделать самостоятельно, и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.

Обучение начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. За первый год с рождения, имея заложенный потенциал для адаптации в виде биологических предпосылок  организации нервной системы, позволяющих обеспечить условия для выживания и коммуникации, ребёнок совершает прорыв в развитии, приобретая опыт взаимодействия с близкими людьми. Это чудо связано с генетической программой поколений!

Компонентом результативности осуществления программы является адаптивный ответ (реагирование) на предъявляемый запрос среды, который  зависит  от взаимодействия анализаторов (раздражителей) и центральной нервной системы, возможностей получения и  преобразования информации в продукт деятельности (способность реагирования). Если не будет запроса, востребованности извне, никакой генетический потенциал никогда не будет реализован. Восприятие и память, речь и мышление ребенка эффективно развиваются только в усло­виях разнообразной и обогащенной среды, которую создают взрослые. Иными словами: чтобы ребёнок заговорил, с ним нужно разговаривать, чтобы стал рисовать, вложить ему в руку, карандаш.

Выделяют следующие причины возникновения задержки речевого развития:

  • не востребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, молниеносно реагируя на крики или жесты, это приводит к задержке формирования потребности ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • подмена речи людей речью персонажей мультфильмов из цифровых носителей. Модуляция звучания электронных сигналов не такая, как у речи людей из-за чего ребёнок может не реагировать на речь взрослых; при использовании гаджетов нет отсрочки между осознанием речи персонажа и его последующей деятельности. Это приводит к непониманию речи героев, ориентацию на действия, а не на речь, к сверх утомляемости и скрытой агрессии из-за отсутствия информативности, к не восприятию речи близких людей.
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь, локальные поражения центров мозга, несвоевременное созревание коры мозга, нарушение нервной системы.
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • нарушение слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы с физическим слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • различные заболевания впервые годы жизни.
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Реализация заложенного природой плана формирования психики, происходит в сенситивные периоды — периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. При различных  отклонениях развития ребёнка от нормативных показателей при коррекции психических функций мы начнём с восстановления механизмов, способствующих их формированию в норме.

С рождения до трёх лет  ребёнок представляет собой сверхчувствительный резонатор эмоций родителей, обучающийся   способам эмоционального реагирования взрослых на события, которые происходят в их мире. Благодаря тактильному и эмоционально-голосовому взаимодействию матери с ребёнком, приблизительно к третьей недели жизни  появляется зрительное и слуховое сосредоточение, ребёнок фиксирует взгляд на лице, предметах, к месяцу может следить за объектом, происходит перестройка двигательной активности, проявляющаяся в двигательном оживлении, как реакции на взрослого. На втором-третьем месяце при нормальном развитии ребёнка наблюдается «комплекс оживления», сопровождающийся «гуканьем», вокализацией. К двум месяцам появляется навык ощупывания, к трём месяцам большой палец противопоставляется остальным, что совершенствует возможность захвата предметов, развивает предпосылки предметной деятельности.  К пяти месяцам — ребёнок пытается ползать, к шести месяцам координируются функции глаз и рук, совершенствуется захват (щёпотный, ладонный), появляется движение глаз по  предмету, рассматривание своих ручек, самостоятельная смена положений (лёжит-сидит), период активного ползания.

М. М. Сеченов указывал, что очень важен процесс отнесения ощущений к определенному предмету — предметность восприятия [2]. В процессе таких действий все получаемые ощущения связываются с воспринимаемым предметом. Это служит физиологической основой дифференцирования предметов, является базой предметной деятельности.

Психологи А. Г. Рузская, А. В. Запорожец и другие отмечают, что ребенок начинает называть, прежде всего, те предметы, с которыми он манипулирует и те части предметов, которые он трогает[3]. А. Р. Лурия отмечает, что «слово – понятие» остается таковым, пока сохраняется соответственная кинестетическая основа, ощущение предметов. Физиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействий на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются. Таким образом слово, представляющее по И. П. Павлову «сигнал сигналов», формируется на базе тактильно — двигательного восприятия и является «кинестетическим раздражением, идущим в кору от речевых органов» [4].

  Формирование двигательных навыков существенно повышают возможности ребёнка к адаптации в мире. К шести месяцам появляется лепет, как социальная, коммуникативная форма взаимодействия. Развитие речи в процессе общения с окружающими близкими способствует развитию фонематического слуха,  который являясь особым видом физического слуха, помогает различать и узнавать фонемы  родного языка.

До девяти месяцев на повторяющихся событиях с разными формами реагирования устанавливаются связи между действием и результатом ( пример: игра «ку-ку» в 7 месяцев), развивается аналитическая функция предвосхищения событий. С девяти месяцев до полутора лет формируется предметно-действенное общение со взрослым, что способствует появлению речи (импрессивной и экспрессивной): сначала на уровне слогов с разной интонацией, потом  на уровне «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией, понимание слов и предложений вне ситуации, использование в экспрессивной речи 10 слов, чётко относящихся к языковому составу родного языка. С полутора до двух лет,  наглядно-действенное мышление преобразуется в наглядно-образное, появляется символическая игра « в понарошку», игры с предметами заместителями, развивается сенсомоторный интеллект, исследовательская деятельность.

Задачей родителей и педагогов в период младенчества является создание условий для развития моторики, формирование предметной деятельности, установление эмоционально-ситуативного общения, развитие коммуникативных умений и стимулирование познавательных интересов к окружающему миру.

Условия развития и коррекции речи и мышления в младенчестве

  • Родители пользуются речью, соответствующей нор­мам русского языка: говорят голосом нормальной громкости, в нормальном темпе, используют естест­венную артикуляцию, соблюдают нормы орфоэпии.
  • Родители дополняют речь естественными жестами, мимикой лица, указаниями на предметы. Следят за развитием понимания высказывания, простейших инструкций, до­полненных жестами.
  • Учат детей различать интонацию: побуждающую, одобрительную, строгую, запрещающую, подкрепляют интонацию соответствующей мимикой лица и естественными жестами
  • Развивают у ребенка слуховое восприятие речи — от­раженно повторяют или называют новые звуки, сло­ги, слова, связанные с предметом, игрушкой, кото­рая привлекает ребенка, на которую он направляет свой взгляд (звучащие предметы, музыкальные иг­рушки и пр.).
  • Называют различные предметы и предлагают ребен­ку показать их, выполнить простые действия с ними (Где зайка? Возьми зайку.).
  • Комментируют поведение ребенка, стимулируя его вокализации, мимику лица (на основе подражатель­ной деятельности).
  • Формируют взаимосвязь между движением, предметом и его словесным обозначением (комментируя действия ре­бенка и собственный образец речью, включая движе­ния и задания «покажи», «дай»).
  • Поощряют интерес ребенка к ритмическим движе­ниям. Ритмические движения сопровождают песен­ками, потешками, стихами двусложных размеров, стимулируя ребенка к подражанию движениям, ре­чи взрослого.
  • Поощряют речевые реакции детей. Рассматривая предметы, игрушки, картинки, имитируют дейст­вия, голос, способ общения, «речь» персонажей, жи­вотных.
  • Организуют игровые упражнения с движущимися предметами, игрушками, машинами, с мячом, сопровождая действия односложными рит­мическими словами, типа ах, би-би, ба-ба, тук и т.д. Поддерживают и развивают имитационные отра­женные слоговые цепи в период развития лепета. Внимательно наблюдают за формированием лепета как этапа речевого развития.

К двум годам ребёнок может показывать 5 частей тела, иметь словарный запас минимум 50 слов (в активе и пассиве); понимать двухэтапную инструкцию, строить предложения  из двух слов, неадекватно  использовать местоимения «я, ты, мне». К трём годам ребёнок в норме имеет словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов;  называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов,  понимает двухступенчатую инструкцию. Расширяются возможности игровой деятельности.

С трёх лет при переходе от раннего возраста к дошкольному,  общение ребёнка с взрослым перерастает в личностно-деловое. С этим связано адекватное к трём годам использование местоимений «я, ты, мне». Период  перехода связан с биологическим созреванием отделов мозга, отвечающих за перестройку складывающихся личностных механизмов. Переход от «фазы желаний» к «фазе необходимости сотрудничества» требует перестройки сознания. Его называют «кризисом трёх лет». По Э. Эриксону,  период самоорганизации. Реализация желания ребёнка быть большим немедленно, происходит через общение и игру при удовлетворении потребностей в самостоятельности, самоутверждении, защите, творчестве, любви. Речь в раннем возрасте начинает выполнять функцию организации действий ребенка, регулирующую функцию.

Говоря об обучении ребёнка  в раннем возрасте,  не можем не коснуться взаимозависимости мелкой моторики рук и речи.

Л. В. Фомина предложила для детей 1-3 лет тест на изучение прогноза на речь: разжать пальчики из кулачка по очереди, доказав, что дети, которым удается изолированное движение пальцев, имеют хорошо развитую речь. Удачное выполнение теста объясняется наличием кинестетических ощущений (ощущений положения и движения органов собственного тела), что является показателем высокого уровня восприятия информации. Говоря простым языком, тест показывает, что ребёнок может управлять своей моторикой, а его нервная система позволяет давать адекватный адаптивный ответ.

Пальчиковая гимнастика — это рычаг к активизации коры, организации моторной области в целом,  кинестетических ощущений и предметной деятельности, благодаря которой на уровне рефлексов слово становится значимым. Поэтому в раннем возрасте актуальны технологии развития предметной и продуктивной деятельности (с обязательной словесной поддержкой) и технология развития моторики (направленной на развитие движения,  увеличения двигательных возможностей)

При этом в развитии моторной речи решающим фактором остается степень речевого общения детей с окружающими людьми. Это стимулирует ребенка к звукоподражанию, в процессе которого он учится артикулировать слоги и слова.

Задачей родителей в период раннего возраста является развитие деятельностной и речевой коммуникации, обучение  ребёнка разумным способам поведения, формирование его сознания, максимально развивая инициативность при выполнении продуктивно значимой деятельности.

Коммуникативные правила при общении с ребёнком

  1. Разговариваем, глядя в глаза, чтобы ребёнок видел лицо говорящего!
  2. Делаем речь значимым компонентом «составляющих личности», с пониманием, что «речь, звук голоса, часть « Образа Я»
  3. Играем в поручения, сопровождая просьбу взаимодействием с собеседником « Маша, принеси папе мячик. Папа, Маша несёт мячик. Маша, ты несёшь мячик? Папа: «Мама, Маша несёт мячик. Мама: Папа, Маша принесла мячик? Маша принесла мячик»
  4. До  7  лет  ребёнок   мыслит  вслух, поэтому  активно слушаем и взаимодействуем;
  5. Подбираем игрушки на роль собеседников  для выхода на диалог в ролевой игре.

Условия развития и коррекции речи и мышления у детей  раннего возраста

• Родители организовывают, поддерживают и поощряют потребность в речевом общении детей, поощряют и стимулируют речевые проявления детей: обращения, просьбы, требования.

• Сопровождают действия и деятельность речью, побуждая детей к повторению названий предметов и действий. Создают ситуации для обогащения предметного словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ. Способствуют правильному употреблению грамматических категорий (согласованию, дружбе слов в словосочетаниях и предложениях)

• Родители развивают формирование диалога, стимулируют речевые реакции, побуждения детей и вопросы детей. Развивают единство содержания вопрос-ответ, отвечают на все детские вопросы.

• Поддерживают и развивают активную позицию ребенка в диалоге. Стимулируя речевое общение, предлагают образцы речи, моделируют диалоги — от реплики до развернутой речи.

• Родители поддерживают и стимулируют интерес детей к совместному чтению. Читают детям потешки, прибаутки, стихи (в двусложном размере), сказки, рассказы, вызывая у них стремление к совместному и отраженному декламированию. Поощряют инициативную речь детей. Обязательно в доступной форме диалога обсуждают и разбирают прочитанное.

• В процессе чтения и рассказывания проверяют понимание детьми событий, их последовательность, демонстрируют поведение персонажей, используя различную интонацию, голос различной высоты для передачи состояния персонажей.

• Рассматривают с детьми иллюстрации в детских книгах, специально подобранные картинки с близким ребенку содержанием, называют персонажей, демонстрируют и называют действия.

• Обсуждают с детьми игры, рисунки, поделки, аппликации, уточняют понимание слов и выражений, связанных с различными видами деятельности.

• Организуют игры, учат детей различать названия игрушек, выполнять поручения, предъявляя слова и фразы голосом нормальной громкости и шепотом на увеличивающемся расстоянии.

Литературная памятка  родителям для предотвращения когнитивных и поведенческих проблем детей

Если  ребёнку не хватит объятий,
ласки родителей  и доброты,
Будет ребёнок  кусаться и драться,
будет тревожен, как впрочем, и Вы.

Если же к двум годам  дочки и сына
крик вместо слов и кивок вместо «да»,
Сможете Вы обозначить причины
вместе с неврологом вашим тогда

И потихоньку  по шагу по слову
будете речи ребёнка учить,
Речи нельзя научить по-другому
только с рождения с ним говорить.

Мозг, как компьютер,  природы программа
есть на общение, но результат,
Будет зависеть от папы и мамы,
ну и немножечко даст детский сад.

Время волшебное не упустите, 
деньгами брешь в воспитанье не снять.
Поторопитесь, учите, растите
и не забудьте ребёнка обнять!

(Головина Н.Ю.)

Список литературы:

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

2.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003

3.Рузская А.Г. Влияние эмоционального контакта со взрослыми на появление первых слов у детей конца первого — начала второго года жизни. // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника, М., 1974.

4 Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.- М.: Мозаика-Синтез, 2011 

6. Кротова Т.В., Чернышова В. М., Саранчин Н. Н. Цикл занятий по развитию речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии,-М.: АРКТИ, 2018


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.