Проект «Детский сад и семья – настоящие друзья»

Опубликовано: 14.11.2020

В настоящее время особое внимание уделяется образованию детей с ОВЗ. Открываются инклюзивные и специализированные группы и классы, группы кратковременного пребывания и т.д.

На базе нашего ДОУ открыта группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Как показывает практика, родители детей с особенностями развития сталкиваются с трудностями в вопросах воспитания и развития детей. Нехватка знаний, чрезмерное количество разноплановой информации в публицистике, СМИ и социальных сетях, трудности психологического характера и т.д., вынуждают родителей принимать, порой, неверные решения. В результате расхождения подходов к воспитанию и обучению у родителей и педагогов, страдает качество образования и не осуществляется должная помощь ребенку.

Детский сад – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Педагог, как организатор и координатор деятельности в ДОУ, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Важно заметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения. 

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает:

— взаимопомощь, 

— взаимоуважение и взаимодоверие, 

— знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями  — условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,

           — обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

В связи с вышесказанным, основной целью организации работы по родительскому просвещению является: повышение уровня осведомленности родителей в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ и применении полученных знаний и навыков родителями в воспитании и обучении детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • укреплять партнерские отношения между организацией и сообществом родителей;
  • просвещать родителей в вопросах обучения, воспитания и коррекции недостатков развития детей;
  • создавать сообщества заинтересованных родителей, готовых делиться друг с другом полезной информацией и оказывать поддержку;
  • искать и применять инновационные формы и решения по вовлечению родителей в образовательный процесс распространять передовой опыт родительского просвещения.

Формы взаимодействия с семьей

В своей практике специалисты нашего ДОУ применяют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия  с семьей.

Наименование Цель использования Формы проведения общения
Информационно — аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Анкеты, Опросы,Индивидуальные  беседы, консультации.
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Персональные страницы педагогов на сайте МДОУ;Оформление информационных стендов, памяток и буклетов;Общение в социальных сетях;Круглый стол;Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;Проведение мастер-классов;Исследовательская, проектная деятельность;  «Вместе ярче» — проект.
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Совместные досуги, праздники;Встречи выходного дня;Выставки работ родителей и детей; Проектная деятельность.
Наглядно — информационные: информационно — ознакомительные; информационно — просветительские   Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.   Онлайн-трансляция с помощью веб-камеры;Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду;  Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности;  Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; Дни (недели) открытых дверей

Более подробно расскажем о наиболее интересных и действенных формах взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, посещающих компенсирующую группу в ДОУ.

«Встречи выходного дня» — организованные педагогом-психологом ежемесячные встречи с родителями и детьми, на которых проводятся игры, развлечения, экскурсии. Они позволяют нам заниматься интересной самостоятельной деятельностью, разнообразием досуга детей и их семей. Цель подобных встреч – активизировать ресурсы семьи, показать родителям, как можно весело и полезно проводить время вместе.

На встречах выходного дня проводятся мастер-классы для родителей с детьми по изготовлению игрушек и развивающих пособий, рисованию нетрадиционными техниками, развитию творческих способности детей  через театрализованную и трудовую деятельность.

В сентябре была организована прогулка на Лаговский пруд, в процессе которой родители с детьми собирали природный материал для дальнейших поделок, играли в подвижные и дидактические игры.

Во время таких встреч родители наглядно учатся взаимодействовать с ребенком, получают ответы на интересующие вопросы, на практике применяют коррекционные методы и приемы для развития ребенка.

Встречи в неформальной обстановке позволяют установить более доверительные отношения педагогов и родителей, помогают сплотить родительский коллектив, дают им возможность поделиться знаниями и обменяться полезной информацией друг с другом, по-новому посмотреть на интересы и увлечения ребенка.

Включение семьи в коррекционный процесс посредством творчества помогает нам раскрыть огромный потенциал родителя, позволяет понять, что обучение – это веселый и увлекательный процесс, а не скучная «зубрежка».

Проектная деятельность педагогов совместно с родителями

Для того чтобы установить партнерские взаимоотношения, создать благоприятные условия по привлечению семьи к участию в жизни детского сада мы используем такой вид сотрудничества, как проектная деятельность с участием родителей.

Совместная работа педагогов, родителей и детей над проектом «Вместе ярче», которая проводилась в течение предыдущего учебного года (2019-2020) имела положительные отзывы родителей и хороший результат, в связи с чем, было принято решение продолжить работу в новом учебном году.

Проект направлен на развитие сенсорной интеграции детей и повышение компетенции родителей в этом вопросе.

Для решения поставленных задач в групповом помещении  мы подготовили уголок «Вместе ярче». Он представляет собой лэпбук с большим количеством карманов. В каждом кармане находится информация для родителей по сенсорной интеграции, предложены различные игры и нейропсихологические приемы, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, задания для развития дыхания, памяти, предлагается литература по теме, ссылки на полезные сайты и страницы в социальных сетях, имеется раздел «Вопрос педагогу».

Все карточки и задания напечатаны в большом объеме и заламинированы. Родители могут взять задание-карточку домой, поиграть с ребенком и обменяться карточками с другими родителями.

Педагоги всегда готовы ответить на вопросы, возникающие в ходе выполнения заданий, а родители с удовольствием делятся впечатлениями от совместного времяпрепровождения с детьми. 

Эта форма работы дает родителям как теоритические, так и практические знания, позволяет им познакомиться с конкретными приемами работы. Приведенные игры и задания доступны для родителей и легко встраиваются в повседневную деятельность, а так же не требуют активной подготовки. Это значительно облегчает задачу родителей –  ничего не надо выдумывать, нужно просто взять и поиграть в предложенную игру.

«Круглый стол»

Заседание «Круглого стола» проводится 1 раз в квартал. Заранее определяется тема встречи и ведущий, которым может быть как педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель),  так и родитель.

 Первое заседание круглого стола в этом учебном году было посвящено теме детских страхов. Ведущим этой встречи был педагог-психолог. Она рассказала о причинах детских страхов и о способах их преодоления, провела тренинг по саморегуляции, продемонстрировала игровые приемы на снятие тревожности для того, чтобы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям.

Совместно с родителями решали проблемные ситуации и  обыгрывали их, смотрели записи  фронтальных  занятий и проводили их анализ. 

Просмотры занятий расширяют представления родителей о построении непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, позволяют увидеть сильные и слабые стороны ребенка во время занятий.

Разбор проблемных ситуаций и элементы тренинга, с групповым обсуждением проводимые на «Круглом столе», позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения, предлагают родителям найти способы решения, возникающие в ходе воспитания и обучения детей, позволяют педагогам лучше понять мотивы и страхи семьи.

Заседания круглого стола были одобрены родителями. Эта форма работы признана нами успешной и будет продолжена в текущем учебном году.

«Мастер-класс»

Главным средством передачи новых  идей, разработок, инноваций являются мастер-классы,  на которых педагоги-специалисты или воспитатели детского сада делятся  опытом по воспитанию и развитию детей, демонстрируют свои достижения в той или иной области.

Предварительно определяется тема, учитывая запросы родителей. На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевые сценки, демонстрируют  практические навыки и т.д.  

Мастер-классы проводятся 2-3 раза в год или по запросу родителей.

Педагоги компенсирующей группы регулярно проводят мастер-классы, направленные на коррекцию тех или иных нарушений у детей.

В сентябре было проведено три мастер-класса. Учитель-логопед познакомила  родителей с правилами и способами выполнения артикуляционной гимнастики, на мастер-классе «Наш веселый язычок». Учителем-дефектологом были организованы мастер-классы «Игры для развития высших психических функций у детей» и «Волшебный мир ощущений», в ходе которых она познакомила родителей с  играми, направленными на развитие памяти, внимания, мышления и продемонстрировала варианты развивающих игр, которые можно организовать из подручных средств (крышки от бутылок, крупа, вода и т.д.)

Таким образом, сложные знания о развитии детей педагоги воплощали  в играх и приемах, которым легко обучали родителей. Закрепление материала дома позволяет разнообразить досуг, сплотить семью, решать проблемы, возникающие в ходе воспитания, расширять знания родителей и закреплять умения детей.

Консультации родителей в рамках работы

Регионального консультационного центра на базе ДОУ

В соответствии с Федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей»  национального проекта, утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г №16) на базе нашего МДОУ создан Консультационный центр по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Специалисты ДОУ (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель) прошли обучение и получили статус консультантов.

В настоящий момент проведено уже более 100 консультаций с разной категорией родителей. Получены положительные отклики. Работа консультационного центра продолжается, заявки от родителей поступают и педагоги проводят консультации.

Кто может получить консультацию?

  • Родители (законные представители) детей раннего и дошкольного возраста, в том числе не посещающих ДОУ или осуществляющие семейное образование;
  • Родители детей, имеющих проблемы в развитии, в том числе родители детей-инвалидов;
  • Граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Консультацию можно получить в очной форме или дистанционно.

Тематика обращений:

  • Психолого-педагогическая, методическая и консультационная помощь родителям по вопросам воспитания и развития детей, в том числе раннего возраста;
  • Поддержка семей по вопросам раннего выявления детей с ОВЗ и детей «группы риска»;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и образования детей и другие вопросы.

Записаться на консультацию можно через сайт http://cprmo.ggtu.ru

«Онлайн-трансляции»

В нашем дошкольном учреждении особым местом в сфере родительского просвещения и взаимодействия с семьей  является современное нововведение – онлайн транслирование.

 Администрацией ДОУ было установлено оборудование: веб-камера и регистратор в музыкальном зале, выделена отдельная линия интернета. Родители,  установили на своих мобильных устройствах  приложение VSS Mobile и IP адреса, с помощью которого они  видят трансляцию спортивных мероприятий и праздников, занятий, дополнительных услуг («Спортивный калейдоскоп» (фитнес), «Здоровые спинки, здоровые ножки»,  коррекционной ритмики, логоритмики, занятий по сенсорной интеграции), проходящих в музыкальном зале. Расписание онлайн трансляций администрация детского сада определяет на основе сетки занятий и доводит до сведения родителей.

Использование данной технологии позволяет в режиме реального времени удостовериться в качестве получаемого детьми образования, оценить квалификацию и опыт педагогов, проводящих занятия, увидеть степень вовлеченности ребенка в образовательный процесс.  Просмотр занятий позволяет родителям познакомиться с методами и приемами для дальнейшего закрепления материала с ребенком  в домашних условиях.

  Ведение онлайн транслирования и записей занятий, хранящихся в архиве, помогают в решении спорных и конфликтных вопросов. Записи игр и занятий являются неплохим подспорьем для родителей и специалистов. С их помощью удобно наблюдать за развитием малыша в динамике, видя полную картину процесса адаптации, формирования познавательных и социальных навыков.

Все это снижает уровень тревожности родителей, т.к. через защищенный интернет-портал они могут увидеть своего ребенка из любой точки мира.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий  терпеливого неуклонного следования к цели. Главное для нас – не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.