Семейное воспитание. Основы и общие рекомендации воспитания в семье.

Опубликовано: 17.11.2020

Инютина Ульяна Александровна (педагог-психолог  МДОУ ЦРР Д/С №61 «Мечта»,г. Воскресенска, М.О.) в соавторстве Куглянт Ольга Анатольевна (воспитатель МДОУ ЦРР Д/С №61 «Мечта», г. Воскресенска, М.О.)

Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. (В. А. Сухомлинский)

Семья в жизни и воспитании ребенка является самым главным социальным институтом. Именно в семье развивается   личность ребенка, формируются и создаются нравственные постулаты, привычки поведения. Семья помогает маленькому человеку расти, раскрывает его индивидуальность, активизирует его на творчество. «В обществе проявляется то, что уже было приготовлено в детстве, в семье»

         Процесс воспитания в семье — одно из базовых средств преемственности поколений.

         Отечественный социолог Харчев А.Г. утверждал, что семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью опыта, взаимной моральной ответственностью Каковы же признаки семьи?

1. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.

2. Влияние семьи на индивида первично как по времени, так и по содержанию.

3. Семья формирует личность в целом, а вторичные социальные группы (школа, производство, государство) воздействует на неё лишь в  определенных аспектах.

         Главным и основополагающим фактором семейного воспитания является его эмоциональный характер, который основан на родственных чувствах и выражается в глубокой любви к детям. Основные факторы, отличающие семью от других институтов — это стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи, а также включение детей в бытовую, хозяйственную жизнь семьи, приобщение их к труду.

         Так как проблема воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также влияния семейных традиций на эмоциональное благополучие дошкольников остается актуальной, необходимо доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности.

         Приступая к данной теме, необходимо определить понятие «Семейное воспитание», наметить проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста, показать психолого-педагогические и социальные функции ДОО в работе с семьёй, а также выявить влияние семейных традиций на нравственное воспитание дошкольников.

         Семья является важным, глубоко специфичным, действенным компонентом воспитания детей, именно в семье начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. В семье осуществляется преемственность поколений, происходит социализация детей.

         Семейное воспитание — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении, защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития.

         В первую очередь родители, а затем уже и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребенка. Сила и действенность семейного воспитания не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.

         Доктор педагогических наук Маслов Н.В. сделал вывод, что воспитание — главное дело родителей, дело сложное, трудное, многогранное. Прежде всего родитель и воспитатель «Должны ясно представлять себе, с чем придется им иметь дело: какова природа человека сама по себе, вне всяких сторонних влияний на нее, в каком состоянии, с какими задатками является человек на свет?». Для благоприятного течения семейного воспитания необходим ряд условий: общая позиция родителей, тип воспитания, использование средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку.

         Но необходимо понимать, что каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или педагогическим потенциалом.

         Понятие «воспитательный (педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много параметров, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые устанавливают ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Во внимание принимаются такие качества семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Педагогический потенциал семьи определяется рядом факторов:

— материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью;

— культурно-образовательным уровнем родителей;

— существующим в семье морально-психологическим климатом;

— авторитетом отца и матери у детей, доверием детей к родителям;

— численностью и структурой семьи;

— развитостью семейного коллектива;

— характером отношений между членами семьи.

         Личный пример отца и матери имеет большое значение, также как и традиции семьи, характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей.

Как правило, педагогический потенциал семьи составляют:

— личный авторитет, основанный на активной гражданской позиции, личный пример родителей, их общественное лицо;

— образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;

—  эмоционально-нравственный микроклимат;

обучение детей практическим навыкам, необходимым для жизнедеятельности;

— разумная организация свободного времени и досуга семьи.

         Важной особенностью воспитания в семье является постоянство и длительность воспитательных влияний на ребенка. В семье имеются естественные условия для включения детей в самые разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность. Именно в семье ребенок начинает трудиться, формируется его привычка и любовь к труду От мамы дочка учится шить, готовить, заниматься рукоделием, от папы мальчики получают навыки производить небольшой ремонт бытовой техники, пилить, строгать и другим делам. В то же время, если оберегать ребенка от трудовых дел семьи, не давать ему проявлять самостоятельность, он вырастет ленивым.

         В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, которая так часто встречается в детском саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы.

         И.Г. Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи «живого», жизненно нужного, а не придуманного, суррогатного дела, учит делом, а не словом.

         Русский же педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания К.Н. Венцель излагал идею семейного воспитания как раскрытие души ребенка и передачу ему ответственности за дар свободы.

         Бесспорно одно: семейное воспитание формирует качества, которые помогают безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Оно оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка и именно родители выступают первыми воспитателями ребенка.

         Как можно определить структуру семейного воспитания?

         Так как семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которое влияет наследственные и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку, то все вышеуказанные элементы органично переплетаются и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

         Основные задачи семьи, выполняемые семьей:

— создать условия для роста и развития ребенка;

— стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

         Также семья выполняет физическое, интеллектуальное, нравственное воспитание, эстетическое и трудовое воспитание.

         Можно выделить следующие основные методы семейного воспитания детей:

— убеждение (беседы, советы, внушение);

— личный пример;

— поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;

— наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

         Традиционно в практике семейного воспитания выделяют три вида (стиля) отношений:

1. Демократический с высоким уровнем контроля. Родители признают и поощряют самостоятельность детей, открыты для общения, обсуждают с детьми установленные правила поведения, с уважением относятся к мнению ребенка. При таком стиле дети хорошо адаптированы, уверены в себе, хорошо учатся в школе, имеют адекватную самооценку, у них сформированы самоконтроль и социальные навыки.

2.  Авторитарный стиль также отличается высоким контролем, в семейном воспитании присутствует жесткая дисциплина, предполагаются значительные ограничения со стороны родителей. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Отношения между родителями и детьми холодные, отстраненные. Дети в таких семьях бывают непритязательные, замкнутые, угрюмые и раздражительные, также они внушаемые, не слишком настойчивые в достижении своих целей, боязливы, неагрессивны.

3. Либеральный стиль воспитания предполагает теплые внутрисемейные отношения и низкий уровень контроля. Родителями недостаточно или совсем не регулируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, но инициатива чаще всего исходит от самого ребенка. Дети имеют слишком много свободы, которая никак не регламентируется семьей. В таких семьях дети склонны к непослушанию, агрессивности, часто ведут себя импульсивно и нетребовательно к себе, могут  даже проявлять признаки неадекватного поведения. Очень редко, при наличии определенных благоприятных обстоятельств и задатков, дети могут стать активными и творческими людьми.

         Следовательно, семейные отношения — это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях — и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

         Стоит отметить, что существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, американский психолог Дж. Болдуин выделяет два стиля:

1. демократический, характеризующийся высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2. контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.

         Протоиерей Константин Островский о стилях воспитания высказывался так: «До тех пор, пока от ребенка еще можно требовать послушания, наш родительский долг — требовать. Когда мать позволяет своему чаду стукать ее кулачком по лицу, то поступает очень неразумно, и это никак нельзя считать шуткой, а надо назвать это прямым антивоспитанием, обучением ребенка плохому. Всякое послушание ограничено все-таки свободой. речь идет о послушании, а не о палочной дисциплине, и поэтому, конечно, возникают трудности, когда ребенок подчиняется, но злится. Родители от него требуют каких-то вещей очевидно справедливых, а он в ответ никак не смиряется, а просто злится. Тяжелая проблема, из которой выхода, может быть, никто не знает. Но Господь как-то помогает жить в таких ситуациях».

         Ценностные ориентации в разных семьях отличаются.

         Изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представления. Поэтому необходимо единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Иначе ребенок не будет знать, кого ему слушаться, начнет хитрить и приспосабливаться. Такое единство является одним из самых значимых «чудес» (механизмов) воспитания в семье.

         Следующий механизм воспитания — идентификация, который предполагает подражание ребенка своим родителям и эмоциональное отождествление себя с ними. Необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельность взрослых — и уметь осуществлять рефлексию такого опыта. Так, если понаблюдать за играми детей, можно заметить, как они ловко распределяют роли и переносят в игру весь семейный опыт, идентифицируя себя со взрослыми. Один ребенок, беря роль отца, грубо ведет себя со сверстниками, другой, наоборот, ласков. Один старается помочь, а другой — требует этой помощи. Один — созидает, другой  разрушает мир. Такая попытка негативной самопрезентации себя — это ожидание чуда, ожидание принятия себя любым: и хорошим, и плохим — со стороны тех, кто тебя любит. Это возможность понимания жертвы любви и разделенной ответственности за нее. И здесь очень важен детско-родительский опыт формирования совместных ценностей: переживания (разделенных чувств, сочувствия), познания (разделение радости открытий) и преобразования (содействия) с близкими взрослыми. В эти моменты не только время, но и внутреннее пространство мира взрослого и мира ребенка открываются друг другу, объединяются и рождаются заново. Это — настоящее чудо.

         Понимание также есть механизм воспитания — представляет собой активный процесс поиска  и/или конструирования ребенком смысла сообщений, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей в процессе общения с родителями как представителями культуры, способными к трансляции и воспроизведению, трансформации ценностей культуры и переводу их в смыслы личностного взаимодействия с ребенком.

         Специфика семейного воспитания выражается в том, что по своей  природе  семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, строится на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

         Содержание семейного воспитания охватывает все направления.

         В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители близкие в семье дают детям знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

         Многие ученые ставят утрату традиционных семейных ценностей, как одну из причин проблем семейного воспитания.

         На рубеже XIX-XX вв. модель традиционной патриархальной семьи значительно изменилась. Социальные и политические коллизии привели к внутрисемейным столкновениям, когда члены одной семьи оказывались в разных идейных лагерях и проповедовали разную мораль. Значительно снизился авторитет главы семьи — отца.

         После революции 1917 г. воспитание детей было объявлено делом государственным, семья еще больше утратила свое значение в воспитании детей. Фактически сразу после рождения ребенка определяли в ясли, затем в детский сад, далее в школу с продленным днем или школу-интернат. Таким образом, ребенок вырастал, переходя из одного образовательного учреждения в другое. Его свободное время тоже было между школами дополнительного образования, спортивными секциями и кружками по интересам. Даже летние каникулы проходили вдали от семьи, под руководством педагогов и воспитателей, спортивных инструкторов. В результате то, что считалось социальным достижением — общественно-государственная забота о подрастающем поколении, обернулась значительным ослаблением семейного воспитания и снижением уровня влияния родителей на детей. За родителями сохранялась лишь забота о питании, одежде для детей, забота об их физическом здоровье.

         На состоявшемся в апреле 1919 года I съезде педагогов по дошкольному воспитанию, обсуждались задачи социального дошкольного воспитания в связи с новыми формами общественной жизни. Острую дискуссию вызвал вопрос об основном типе дошкольного учреждения. Официальная линия шла по пути    создания детских садов с длительным сроком пребывания детей. Объяснялось это необходимостью раскрепощения женщины-работницы, что отвечало требованиям программы Коммунистической партии. Однако, некоторые делегаты с традиционными взглядами на семью отстаивали свой взгляд на назначение детского сада: это учреждение дополняющее домашнее воспитание, но не заменяющее его. Поэтому они предлагали сократить рабочий день матери, чтобы она имела возможность заниматься домашним воспитанием собственных детей.

         В резолюцию съезда был внесен пункт, согласно которому ребенок находился в  детском саду все время «рабочего дня матери».

         На III съезде по дошкольному воспитанию (октябрь, 1924 г.) уже было принято решение об организации при детских садах вечерних групп (комнат) для детей, матери которых заняты общественной работой или учебой в вечернее время. Индустриализация и коллективизация повлекли за собой создание новых типов дошкольных учреждений, полностью освободивших матерей-работниц и колхозниц от воспитания детей. Вслед за вечерними группами создаются круглосуточные дошкольные учреждения с недельным пребыванием детей.

         А.С. Макаренко обозначил особое место теории семейного воспитания. Он строил ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть место произволу родителей, особенно отца, как это имело место в дореволюционные времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытовали в семьях в начале ХХ века.

         В первые десятилетия ХХ века традиционная патриархальная семья переживала глубокий кризис и фактически разрушилась.

         Следствием кризиса семьи стали многочисленные проблемы детства: появилось большое количество детей с отклонениями и в физическом и в психическом развитии; не умеющими согласовывать свое поведение с системой нравственных норм; с духовно-нравственной неразвитостью, отсутствием четких представлений о добре и зле.

         На стыке XX — XXI веков, в современном мире, взаимоотношения в семье между супругами строятся на принципиально новой основе – на равноправии супругов. Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимания на факторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между её социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания  в семье одного ребенка. Известно предупреждение А.С. Макаренко о том, что воспитание единственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей.

         Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод в первые годы совместного проживания – весомая причина распада семьи и, как  следствие, нездорового семейного воспитания. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (в большей мере отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает  проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения.

         Возрастающее количество разводов – одна из животрепещущих проблем   современной семьи. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм.

         Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой и избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности.

         Рассматривая вышесказанное можно прийти к выводу о том, что в настоящий период влияние ДОУ на поведение родителей с детьми в процессе семейного воспитания очень важно и велико.

         Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненного нужного, а не придуманного, суррогатного дела, учит делом, а не словом.

         В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее расписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения.

         Общественное воспитание осуществляется обществом, государством, организациями, создаваемыми для этой цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, то есть в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может «смягчаться» или, напротив, «ужесточаться» в зависимости от его личностных качеств. Однако, отношения «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги, администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

         Выделяют ряд причин, по которым на сегодняшний день область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием:

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности(функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее  воспитание — сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

         Для плодотворной работы, воспитателю необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения не только с детьми, но и с их родителями.

         Важнейшими условиями для такого сотрудничества будут:

1. Признание ценности взаимодействия между детьми, педагогом и родителями.

2. Установление эмоционально-доверительного контакта между педагогами и родителями, и их восприятие ребенка как ценности.

3. Адекватность методов и форм педагогического консультирования проблемного поля взаимодействия педагогов с детьми и родителями.

4. Конструктивное мышление педагога, способствующее постоянному саморазвитию специалиста и пониманию им системы индивидуальных и коллективных (в том числе семейных) ценностей и педагогических установок на развитие, воспитание и обучение ребенка.

5. Активность и ответственность всех субъектов взаимодействия: педагогов и родителей в процессе формирования системы ценных ориентаций и отношений к себе и другим, окружающему миру ребенка.

         Также очень важно, чтобы  ДОУ проводили семинары для родителей по следующей тематике: «Духовно-нравственное воспитание», «Традиционные семейные ценности», «Содержательный досуг в условиях семейного воспитания» и т.д.

         Вовлечение родителей в повседневную детсадовскую жизнь будет очень полезно. Необходимо вводить эффективные формы взаимодействия родителей и детского сада. Это может быть, например, проект «Детский сад — семья — социум».

         Программы должны быть направлены на внедрение инновационных форм совместной деятельности, повышение заинтересованности родителей во взаимодействии с детским садом:

— создание условий для творческой самореализации родителей;

— расширение сферы участия в жизни детского сада в целях обеспечения единства воспитательных  воздействий ДОУ и семьи;

— выявление и развитие оптимальных и необходимых условий, форм и методов работы детского сада и семьи.

         Также это может быть проведение внутригрупповых мероприятий:

— фестивали художественной самодеятельности с участием детей и родителей;

— выставка прикладного искусства и творчества родителей;

— конкурсы социальных проектов активов родительских советов;

— участие конкурсах «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семь+Я», «Моя семья – опора моя»;

— семейные эвристические конкурсы, интеллектуальные конкурсы и тому подобное.

Если рассматривать семью как фактор развития и воспитания личности ребенка, то должна быть выстроена система принципов, которыми может руководствоваться педагог:

  1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви, счастья.
  2. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучших качеств.
  3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
  4. Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть подложено в основу системы  семейного воспитания.
  5. Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.
  6. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  7. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
  8. Оптимизм и мажор – основа стиля и тона  общения с детьми в семье.

Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы эти принципы были и использовались в работе, потому, что ребенок — это наивысшая ценность.

     Таким образом, как справедливо заметил известный отечественный психолог А.В. Петровский, в каждой семье складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная систем не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте содержит много педагогических «Находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

     Несколько иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь самых его необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы — это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы попустительской, безалаберной, зачастую жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка и забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

     Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако, это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка.  А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

     Таким образом, семья представляет собой самую естественную основу для воспитания детей.

     «Семейное воспитание» — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития.

     Воспитание — главное дело родителей.

     Естественным и удобным местом воспитания должна служить родная семья, а первыми воспитателями должны бать родители ребенка.

     Семейные традиции имеют высокое влияние на нравственное воспитание дошкольников. Однако, в современных семьях резко встает проблема преемственности традиционных семейных ценностей от поколения к поколению, что негативно сказывается на внутреннем духовном состоянии семьи.

     Современному педагогу необходимо хорошо знать основы правильного устроения семьи, так как ему предстоит воспитывать и обучать детей в образовательных учреждениях в союзе с семьей, в первую очередь с родителями своих воспитанников, и педагог должен иметь представление об истинных принципах устроения семьи и развития в ней отношений. Педагог должен сам в процессе образовательной деятельности прививать детям, а также их родителям, отношение к семье, как к святыне, учить правильным взаимоотношениям родителей и детей, братьев и сестер, других родных, и, по мере взросления детей, дать им достаточно полное представление о том что такое семья и дл чего она существует. Знание принципов устроения семьи поможет самому педагогу избежать ошибок и заблуждений в своей жизни и деятельности.

     Если мы, — педагоги и родители — будем действовать в рамках общечеловеческих идеалов и ценностей, то вероятность успеха на пути воспитания нового поколения существенно возрастет. но для этого нужно упорно трудиться на ниве воспитания.

     Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Для родителей семейное воспитание — процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Этим определяется  сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А., Н.А. Виноградова; под общ. ред. Н.В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 496 с.

2. Иеромонах Глинской  пустыни Порфирий (Левашов) О воспитании девиц в духе истинно христианском. Изд. Глинская пустынь, М., 2005. 27 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Изб. пед. произведения. — М.: Учпедгиз, 1955. — 320 с.

4. Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания.: 2-е, изд. Доп. Т. 1, М., Самшт-издат, 2013 — 429 с.

5. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Куликова Т.А. Изд. Центр «Академия», 1999 г. — 232 с.

6. Содружество: программа воспитания ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада./ под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. М. : МГПИ, 2009.

7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М. : Знание. 1978. — 5 с.

8.  Харчев А.Л., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М ., 1997 г.

9. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. Изд. Педагогическое общество России. 2000 — 130 с.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.