Чем больше мастерства тем ребенок более умнее

Опубликовано: 18.11.2020

М.О Химки МБДОУ 52 Котенок, воспитатель
Шляпникова Марина Алексеевна

Мы все единое целое: дети, воспитатели, родители. У нас одно желание, чтоб дети были радостные и довольные, получали знания, умели пользоваться полученными знаниями. Поэтому для этого мы стараемся сделать все возможное.

Так как у нас одна цель это воспитание и научить малыша пользоваться полученными умениями, а затем и знаниями. Я хочу объединить эти усилия.

Детей мы вместе будем развивать. Маленькие детки пришли в сад и надо нам вместе научить их ходить в туалет, умываться, кушать чистыми руками, здороваться, говорить до свиданья. Хочу поговорить о раннем развитии.

Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благоприятно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Необходимым условием развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

«Именно руки учат ребенка точности аккуратности и ясности мышления. Движения рук возбуждают  мозг заставляя его развиваться.» — Сухомлинский писал

Правильное формирование мелкомоторных функций важно  потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии ребенка положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость. Достаточный уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить необходимые  движения кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом.

Развития мелкой моторики сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от  трудностей обучения в школе. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Я вам приведу пример небольших упражнений, с которыми мы занимаемся в садике, но можно ими воспользоваться дома.

Упражнения, которые можно использовать для развития речи детей.

Взрослый обращается к ребенку с просьбой, побуждая его к пониманию речи окружающих: найти среди предметов нужный; что-либо сделать (принести, показать, положить, поднять, покормить, погладить, постучать, отдать). Например: «Покажи, где машина?», «Найди книжку?», «Подай красный кубик?», «Положи большой мяч?», «Покажи, где у куклы глазки, носик, ротик?» и т. д.

Полезны разнообразные речевые задания: «Повтори слово», «Покажи, как жужжит жук: ж-ж-ж-ж-ж-ж; шумит пылесос: ш-ш-ш-ш-ш; течет водичка: с-с-с-с-с; зудит пчела: з-з-з-з-з-з; словесные поручения: «Подойди к папе и скажи … », «Пойди позови … », «Подойди к бабушке и попроси … », «Спроси у дедушки … » и т. д.

Родителей должно насторожить, если ребенок после трех лет почти не говорит или говорит мало, употребляются лишь простые фразы. Возможно, надо обратиться к специалисту и проконсультироваться

Большие возможности мелкой моторики

  • Приемы развития мелкой моторики
  • — систематичность проведения игр и упражнений
  • — последовательность — (от простого к сложному)
  • — все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка
  • — игры и упражнения должны быть в меру

Массаж:

когда все проснулись и ребенок в хорошем настроении просится к вам в кровать то очень хорош массаж. Наверное все его знают .Рельсы, рельсы, шпалы шпалы, провода едет поезд запоздалый и тд..Проводим по спинке имитируя рельсы и шпалы двумя ладонями  и т.д,,

Самомассаж:

«Мытье головы» «Веселые носики» «Теплые ручки» «Расслабленное лицо» «Домик» «Глазки отдыхают» «Обезьяна расчесывается».

Пальчиковая гимнастика

  • — поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
  • — разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;
  • — растирать пальчики спиралевидными движениями.

Выполнение фигурок из пальцев

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:

  • 1. стимулирует развитие мелкой моторики;
  • 2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • 3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • 4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • 5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; 6. формирует творческие способности и артистические умения, знакомит с элементарными математическими понятиями.

Рисование

пальчиками, всей ладошкой, методом тычка; зубной щеткой;печать листьями; монотипия; рисование солью, пластилином, параллоном; по трафаретам.

Аппликация

Приклеивание готовых форм, фигур, вырезание ножницами, разрывание и надрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, и другие виды способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков

Лепка

Лепка из пластилина, глины, соленого теста;
Украшение вылепленных работ природным материалом, пуговицами, бусинами,…

Оригами

Конструктор Лего

Функциональные застежки, игры-шнуровки.

Развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук.

Узоры из резинок, шерстяных ниток

Игры с вкладышами, конструктором, развивающие игры

Способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы.

Игры с прищепками

Прикрепление прищепок по длине, краю предмета;
Развешивание разноцветных платочков после стирки;

Игры со счётными палочками

Выкладывание различных фигур из счётных палочек

Выкладывание изображений из геометрических фигур

Игра «Определи на ощупь»

  • нахождение знакомых предметов на ощупь;
  • определение фактуры материала при прикосновении;
  • определение предмета по контуру;
  • определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Игры с песком, крупами, сухие бассейны

Крупы можно сортировать (по цвету и типу)

В сосуд с узким горлышком пересыпаем ложкой.

Игра «Найди клад» (Прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы)

Погружение рук в песок;
Просеивание между ладонями, пальцами;
Перебираем, пересыпаем, рисуем;
В песочнице можно искать спрятанные сокровища, строить замки, пересыпать из ручки в ручку.

Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей;
Перебираем, пересыпаем.

Плетение косичек, ковриков

Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент

Мозаика

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка:

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Эти игры создают, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать, учат улавливать ритм речи.

Предлагаю  вам веселые игры вашему ребенку и его маленьким пальчикам!

Как живешь?»

— Как живешь?
— Вот так! ( Показать большие пальцы.)

— А плывешь?
— Вот так! ( Имитация плавания.)

-Как бежишь?
— Вот так! (Указательный и средний пальцы «бегут».)

— Вдаль глядишь?
— Вот так! (Приставить к глазам пальцы «биноклем».)

— Ждешь обед?
— Вот так! (Подпереть щеку кулаком.)

-Машешь вслед?
— Вот так! (Помахать руками.)

-Утром спишь?
— Вот так! (Обе руки под щеку. )

-А шалишь? (Хлопнуть по надутым щекам.)

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.)

Филин

Сидит филин на суку

И кричит бу — бу — бу — бу.

(Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики — вверх (ушки, указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).)

Крокодил.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Когда играем с массажным мячиком, то сначала проводим по ладошке, а потом  по руке к плечу и как можно далее за шею. И потом второй рукой делаем то же самое. Это ребенка успокаивает и развивает речь.

Современные дети очень много сидят за телефоном, компьютером, телевизором и  гимнастика для глаз нам поможет снять напряжение с глазной мышцы

Тик –так тик так

Все часы идут вот так

Тик –так тик так

Налево раз направо раз

мы тоже можем так

тик- тик тик -так

Совушка- сова

Совушка сова большая голова

на суку сидит

во все стороны- глядит

на суку сидит

во все стороны- глядит

(рука ребенка обнимают голову в районе ушей и поворачиваем голову влево вправо.И за тем только одними глазами двигаем влево вправо)

 Да вдруг как полетит

(машем руками)

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори (итальянский врач, педагог, ученый) заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И развивая мелкую моторику, активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Психологи и детские педагоги  советуют родителям детей почаще играть в игры, развивающие мелкую моторику рук.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.

         В последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики.

Вот небольшие упражнения

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите  пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т. д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: коробочки от «киндер-сюрпризов»; крупные  бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасоль,  кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Не оставляйте детей с небольшими предметами. Они очень любознательны и любопытны, есть такие, кто тащит всё себе в рот. Будьте рядом и на чеку. Чтоб игра не превратилась в неприятность. У меня самой такой ребенок. Он все подряд тянет в рот. Да это пройдет, но нам надо быть рядом.

Я  надеюсь, что  предложенная информация будет для Вас полезной, и вы сможете использовать её дома.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.