Рекомендации для родителей по автоматизации звуков

Опубликовано: 19.11.2020

В результате посещения коррекционно — развивающих занятий учителя-логопеда, у детей появляются правильные звуки в речи и наступает время перехода к следующему этапу – его автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. И здесь должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести звук в связной речи.

Этап автоматизации звуков, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собаки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Начинать постановку, а потом и автоматизацию звуков нужно не позднее 5 лет. И здесь важно знать нормы появления звуков в речи:

— на первом году жизни- [м], [м’], [н], [н’], [п], [п], [б], [б’], [к], [к’], [г], [г’];

— до 2 лет – [д], [д’], [т], [т], [в], [в’], [ф], [ф’];

— до 3 лет- [л’], [й];

— до 4,5 лет- [с], [с’], [з], [з’], [ц’];

— до 5,5 лет- [л], [р];

— до 6 лет- [р’].

Произношение звуков нужно обязательно закреплять в речи ребенка, иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить их по- старому. Также важно проводить дифференциацию с ранее произносимым, даже искаженным звуком. Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух. Этап автоматизации звуков считается законченным, когда ребенок владеет навыком правильного «нового» звука в обычной разговорной речи.

Очень часто на практике встречаются случаи, когда, дети, овладев правильным произношением звуков не употребляют их в самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (говорят правильно только в кабинете логопеда). Помощь родителей, всех взрослых членов семьи на данном этапе необходима и очень важна. Ведь необходим полный контроль за всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях. Если ребенок неправильно произносит звук, нужно каждый раз его поправлять.

  У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности и под контролем учителя-логопеда:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука во фразах, предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в повседневной речи ребенка.

Наряду с развитием звуковой стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Приведем примеры приемов по автоматизации звуков:

  • «зрительный» — используются картинки, предметы, игрушки, схемы, мнемотаблицы, алгоритмы;
  • «тактильный» — моделирование буквы, письмо, пальчиковые игры с текстовым сопровождением;
  • «театральный» — интонирование слогов, слов, фраз (то есть произнесение их с удивлением, восклицанием, вопросительно);
  • «биоэнергопластика» — произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно.

Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого необходимо:

  • постоянно контролировать речь ребенка, исправлять неправильное произношение;
  • прочитывать или повторять отраженно речевой материал, насыщенный закрепляемыми звуками;
  • заучивать чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук, повторять с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения;
  • стараться чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое);
  • читать детям книги, обязательно беседовать по содержанию, предлагать пересказать рассказ, понравившийся эпизод;
  • активизировать речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.).

Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Выполняя упражнения по автоматизации звуков речи в домашних условиях, прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти задания — не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными, и результат не заставит себя ждать.

Хожайнова Алина Валентиновна, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида», г. о. Электросталь Московской обл.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.