Речь ребенка 4-5 лет или когда необходимо обращаться к логопеду?

Опубликовано: 20.11.2020

Нередко родители 4-5 летнего ребенка не всегда понимают правильно ли проходит его речевое развитие. Проконсультироваться у логопеда в возрасте 5 лет необходимо каждому ребенку. Даже если ребенок произносит все звуки, не всегда родитель может оценить насколько правильно происходит звукоизвлечение. Некоторые родители могут не замечать невнятную речь ребенка, явные и грубые ахроматизмы, общую непонятность речи. Они слышат его постоянно, каждый день и привыкают к особенностям его речи.

      Давайте разберемся, как должно проходить речевое развитие у ребенка 4-5 лет.

— Дошкольник употребляет в речи более развернутые предложения, они состоят из 5-6 слов. (Пушистый котенок играет с синей ленточкой.),

— В связной речи появляются предлоги и союзы, предложения могут быть сложносочиненными или сложноподчиненными. (Я возьму зонтик, потому что идет дождь),

— Звуковая сторона речи претерпевает качественные изменения: исчезает смягченное произнесение согласных, ребенок произносит свистящие и шипящие звуки не путая их, могут отсутствовать сонорные звуки (Р, Рь, Л), они могут появиться до пяти с половиной лет, а произнесение остальных становится более четким и внятным.

— Уменьшается количество пропусков, перестановок, сокращений, появляется больше слов, образованных по аналогии (котенок- котеночек, лисенок- лисеночек и т.д)

— Формируется лексико- грамматическая сторона речи; ребенок правильно произносит падежные окончания существительных, верно употребляет глаголы, согласует существительное с числительным, образует множественное число от единственного и т.д.

— Ребёнок этого возраста все чаще комментирует свою игру, его персонажи говорят, а он их озвучивает, используя диалог, монолог, прямую речь.

— Происходит быстрое запоминание небольших стихотворений, ребенок может пересказать небольшой рассказ, сказку.

Назовем некоторые особенности речи ребенка, которые должны насторожить родителей:

1.  Бедная речь, предложения, состоящие из 2-3 слов, неправильное употребление слов, непонимание их смысла.

2. Перестановки или пропуски слогов в словах.

3. Отклонения в ритме или темпе речи: по слоговое произнесение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и паузы, заикание.

4.  Проблемы с произношением отдельных звуков и их сочетаний и как следствие- неразборчивая речь.

5. Сложности в заучивании небольших стихов, составлении кратких рассказов и пересказом маленьких текстов, неправильное построение предложения.

     Если Вы наблюдаете хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, то лучше обратиться к специалисту, который проведет диагностику и даст рекомендации. Но следует учесть и то, что, начиная с 4 летнего возраста речь ребенка стремительно развивается и, возможно, следуя следующим советам Вы поможете Вашему ребенку избежать проблем с речью.

  1. В разговоре с ребенком соблюдайте средний темп речи, выговаривайте слова четко и внятно, ребенку свойственно копировать темп, манеру и неправильное произношение звуков.
  2. Читайте ребенку небольшие стихи и сказки, не следует выбирать слишком длинные литературные произведения, объясните ребенку смысл непонятных слов. После прочтения поговорите о содержании, попробуйте придумать свою сказку или рассказ по аналогии.
  3.  Для развития артикуляционной моторики и дыхания можно выполнять нехитрые игровые упражнения: «Лошадка»- цокать языком с замедлением темпа, вызывать вибрацию губ на громком выдохе- «ТПРУ», надувать  и втягивать щеки, выдувать воздух через трубочку в стакан с водой, попросить показать как киска лакает молочко.

Так же выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно найти в сети интернет.

  • Слушайте с ребенком детские песенки, подпевайте вместе с ним, организуйте маленький оркестр, самостоятельно изготавливая простые музыкальные инструменты.
  • Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками, лучше всего если дети будут придумывать и играть в совместные игры с несложным сюжетом «Магазин», «Автостанция», «Больница» и т.д.
  • Способствуйте развитию мелкой моторики: лепите, выкладывайте из крупы, мелких предметов различных животных или геометрические фигуры, нанизывайте на верёвочку бусы, придумайте игру с прищепками.
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы. Всегда говорите ему: «Вместе у нас с тобой все получится, стоит только постараться и сильно захотеть». Оцените похвалой его любое, даже самое маленькое достижение.

Успехов Вам и Вашему ребенку в освоении родной речи!


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.