Адаптация к школе

Опубликовано: 21.11.2020

Крахина Наталия Алексеевна, старший воспитатель, МБДОУ ЦРР – детский сад № 2 «Золотой ключик» Г.о. Подольск

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядом воспитатель. В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

  Мы поговорим о физиологической и психологической адаптации.

1. Физиологическая адаптация.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита. Большинство адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Некоторым детям нужно чуть больше времени для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке и к новым требованиям.

Чтобы помочь ребёнку физиологически приспособиться к новым условиям, нужно соблюдать режим дня.

Соблюдение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть, отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Также, если у ребёнка возникает желание поспать, нельзя ему этого запрещать. Сон способствует разгрузке опорно-двигательного аппарата.  Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

Нужно позволять ребёнку как можно больше двигаться, нельзя лишать ребёнка прогулок на свежем воздухе в знак наказания.

2. Психологическая адаптация.

В первые дни в школе ребёнок испытывает стресс: новый коллектив, новый педагог, новые требования, новый статус – «школьник». Ко всему этому ребёнок не может привыкнуть сразу, ему нужно время. В этот период особенно важна поддержка родителей: нужно уделять ребёнку как можно больше внимания, эмоционально его поддерживать, хвалить. Не нужно ругать его за какие-либо ошибки и не требовать только хороших результатов. Также ваша задача относиться к неудачам спокойно, не ругать ребят, а объяснить то, что ошибки можно исправить и важна не отметка, а понимание материала.

Памятка для родителей «Адаптация первоклассников в школе»

Адаптация — приспособление ребенка к школе, к новым условиям, новым навыкам взаимодействия. Процесс этот длительный и сложный. Процесс адаптации к школе продолжается в течение всего первого года обучения, но в первые 6-9 недель учебы закладываются основы успешного обучения в школе. Адаптируются дети по-разному, практически все дети испытывают трудности в адаптации. Часто ребенку необходима помощь учителя, психолога. На успешность адаптации детей влияют многие факторы (возраст ребенка, уровень готовности, физическое состояние ребенка и мн. др.).

Важнейшим фактором успешности адаптации первоклассника является поддержка родных родителей, бабушек, дедушек, старших братьев, сестер. Чем больше взрослых окажут посильную помощь ребенку, тем успешнее он адаптируется к новым условиям.

Для успешной адаптации ребенка необходимо участие родителей в его школьной жизни:

  • В отношениях с ребенком поддерживайте позитивные отношения, чаще хвалите ребенка, подчеркивайте успехи, не «застревайте» на неудачах.
  • Организуйте ребенку четкий распорядок дня, желательно уже до школы познакомиться с распорядком дня школы и приблизить домашний распорядок дня к нему.
  • Следите за нагрузкой ребенка, не допускайте переутомлений.
  • Помогите первокласснику организовать рабочее место.
  • Всегда проявляйте интерес к школьной жизни ребенка, вместе переживайте с ним успехи и помогайте при неудачах.
  • Помогайте ребенку в выполнении развивающих заданий (при этом определите границы помощи и постепенно уменьшайте ее).

Важные правила:

  • Любите ребенка таким какой он есть, а не его достижения.
  • Гордитесь им, оценивайте его поступки, а не самого ребенка.
  • Никогда не сравнивайте ребенка и его достижения с другими детьми.
  • Старайтесь терпеливо отвечать на вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день найти время поговорить с ребенком о его школьных делах.
  • Не «давите» на ребенка, не добивайтесь успеха любой ценой (насилие, принуждение), это разрушит личность ребенка. Признавайте права ребенка на ошибки.
  • Помните – каждому ребенку важно иметь копилку счастливых воспоминаний, старайтесь сделать вхождение ребенка в школьную жизнь приятным и интересным.
  • Поддерживайте самооценку ребенка, помните ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • Хотя бы иногда ставьте себя на место своего ребенка – Вам будет понятно, что справедливо и не справедливо по отношению к ребенку с его позиции.

Признаки успешной адаптации:

  • Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности, страхов, охотно идет в школу, не высказывает нежелания посещать школу, у него появились новые школьные друзья.
  • Ребенок успешно осваивает школьную программу.
  • Ребенок принимает статус школьника, на уроках проявляет достаточную степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий (пользуется помощью учителя после самостоятельных попыток решения поставленных учебных задач).  
  • Ребенок успешно выстраивает взаимоотношения с одноклассниками и учителем, у него появились школьные друзья, он может обратиться к учителю за помощью.

Отсутствуют неблагоприятные изменения в физическом, психологическом состоянии здоровья ребенка.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.