Половое воспитание дошкольников. Неудобные вопросы.

Опубликовано: 21.11.2020

Дошкольный возраст между 2 и 5 годами — это пора «острых вопросов», когда дети начинают интересоваться, как они появились на свет. Исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте в норме интерес ребенка непременно сосредотачивается на проблемах пола, а тематика задаваемые вопросов распределяется примерно следующим образом:

  • — ребенка 2-3 лет интересует собственное тело, половые органы, он выясняет признаки различия между мужчиной и женщиной;
  • — в 3-4 года малыш хотел бы узнать, откуда берутся дети, кто их приносит, откуда взялся он сам;
  • — в 5-6 лет в центре внимания ребенка вопрос, как дети попадают в мамин живот, как они оттуда выходят и как растут и развиваются;
  • — в 6-7 лет центр внимания смещается на роль отца в рождении детей; на то, почему дети бывают похожими на своих родителей.

Любопытство дошкольника совершенно естественно и связано с развитием, потребностью познавать мир и себя в этом мире. Если в семье отмахиваются от детских вопросов («подрастёшь-поймёшь») или если ребёнок сталкивается с негативной реакцией или обманом («тебя купили в магазине», «принёс аист»), тогда малыш пытается получить ответ вне дома.

Чем это грозит? Прежде всего это приводит к потере доверия к родителям и поиском ответов вне дома. И здесь уж можно столкнуться с непрошенными «просветителями». Например, о рождении малыш может услышать следующую трактовку: «Ребёночек растет у мамы в животе, а потом живот разрезают и достают его». Что, кроме страха, подобные объяснения могут принести ребёнку?

Попытки родителей обходить острые углы, руководствуясь соображением: «Нам этого не рассказывали», «Придет время, и сами узнают» и т.п., к сожалению, часто наносят вред. Время придёт… А если оно придет слишком поздно и испортит ребенку жизнь? А если Ваш малыш узнает об этом в циничной форме? А если слишком активное стремление ребёнка познать мир приведет к неприемлемому в обществе поведению? Что тогда?

Авторы научно-публицистических очерков, посвященных проблемам воспитания детей в семье, Г. Медведев и А. Надъярный считают, что  «с большим успехом проблема половой грамотности решается тогда, когда постепенно, систематически, незаметно для себя дети получают необходимые знания по вопросам пола и размножения, рассеянные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом бесполого материала».

Немаловажным нюансом общения взрослого с ребенком на деликатную тему является обычный, естественный тон разговора. Это одно из самых легких и одновременно самых сложных условий. Случается, что взрослый, услышав вопрос ребенка, теряется, смущается. А дети — очень тонко чувствуют неуверенность или неадекватность поведения взрослого. Длинная пауза или глубокий вздох, озадаченность дают ребенку основание сделать вывод, что в этой теме есть что-то запретное, необычное. С этого момента здоровый познавательный интерес превращается в предвзятую любознательность: ребенка теперь будет интересовать не сам факт появления младенца, а почему взрослые так странно ведут себя, говоря об этом.

Как же всё-таки, по сути, отвечать на «острые вопросы»?

Прежде всего, чтобы знания, которые касаются половых различий, деторождения, не обрастали «уличными комментариями», важно создать атмосферу доверия. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым и покинутым, оставшись наедине со своими вопросами.  Вспомним Оскара Уайльда: «Неприличных вопросов не существует — существуют неприличные ответы».

 Как правило, дошкольнику не нужны конкретные рассказы о тонкостях физической и эмоциональной стороны половых взаимоотношений. Не стоит забрасывать ребенка научными терминами и представлять весь процесс, не нужно углубляться в то, что связано с половым актом: эрекция, позы и т.д. Кстати, обычно ребенок об этом и не спрашивает. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания. На первых порах Вашему ребенку вполне достаточно будет узнать, что он появился на свет,  потому что мама и папа полюбили друг друга, и что врач помогал маме во время родов. Дайте ребенку почувствовать свою собственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим.  В этом ключе важно формировать представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка — большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее.

Когда ребенок станет задавать вопросы о сексуальной жизни, будет лучше, если на них будет отвечать родитель того же пола, что и он сам.   Почему? Когда ребенок станет старше, по факту доверия, ему будет гораздо удобнее обратиться с интимными вопросами к родителю идентичного пола.

Конечно, процесс удовлетворения детской заинтересованности очень индивидуален. Одному ребенку достаточно поверхностной информации, а другой, того же возраста, не успокоится, пока не получит более подробный ответ на свой вопрос. Все зависит от его уровня развития и воспитанности, того, что именно и как спросил ребенок, был этот вопрос случайным или возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Более подробным ответ может быть, например, таким: «Ты знаешь, что на свете есть мальчики и девочки и что они отличаются друг от друга. А чем? Правильно, у девочек обычно длинные волосы и они носят платья, а еще? Ну, конечно, мальчики сильные и защищают девочек. А можно различить их, когда они купаются? Верно, ни по-разному устроены. У мальчиков внизу живота есть орган, похожий на трубочку, а у девочек его нет, зато есть дырочка. Это вовсе не значит, что мальчики лучше, а девочки хуже – просто они немного разные. Мальчики вырастают и становятся – кем? – мужчинами, а девочки? – женщинами. И вот, когда они становятся взрослыми и любят друг друга, они женятся – становятся мужем и женой, живут вместе. Когда люди взрослые, они могут родить себе ребеночка. К этому времени у них есть такие клеточки-семечки: у мамы — женские, мамины, у папы – мужские, папины. Когда они хотят, чтобы появился ребенок, папа при помощи своего органа-трубочки  закладывает свое семечко маме в живот через дырочку. Это могут только взрослые люди. У мамы в животе – две клеточки соединяются и становятся одной клеточкой. И из нее начинает расти ребеночек. У мамы в животе  для этого есть специальное место. Оно называется – «матка». Там тепло и уютно, как в гнездышке. Ребеночек в этом гнездышке и растет. Сначала он совсем маленький – не больше капельки. Но мама отдает ему часть своих сил, и он растет все больше и больше. Ему нужно больше места и мамин живот растет. Это называется «беременностью». Ты видел беременных женщин? Ну, вот помнишь… Мама и папа очень рады тому, что у них будет сыночек или дочка. Папа помогает маме, не дает ей делать ничего тяжелого, заботится о ней, чтобы ребенок у нее в животе рос как можно лучше. Он подрастет и сможет двигаться, шевелить ножками и ручками. Мама это чувствует. А папа может почувствовать, если положит свою руку на мамин живот. Они оба очень радуются, что ребенок растет так хорошо.

Пройдет еще немного времени, и ребеночек уже сможет сам дышать и пить молоко из маминой груди. Значит, ему поры выходить из живота. Он выходит оттуда через дырочку. Да, через ту самую дырочку, через которую когда-то папа заложил маме в живот свое семечко. Он еще не слишком большой, а дырочка растягивается. Мама напрягает живот, чтобы помочь младенцу выбраться. Все это называется «роды», и когда он появляется на свет, говорят, что он родился. Рождается ребенок в специальном родильном доме. Там доктора смотрят за тем, чтобы он родился здоровым, и помогают маме, если ей трудно. День, когда он появляется на свет, — это день рождения – его потом празднуют каждый год. Мама с малышом еще несколько дней проводят в родильном доме – мама отдыхает, а он набирается сил. А папа ждет их дома и готовит все к их приходу, потом покупает большой красивый букет цветов и идет встречать их.

Сначала мама кормит ребенка молоком из своей груди – пока он не подрастет и не сможет сам пить и жевать. А потом он научиться ходить и разговаривать».

Получив даже такое полное объяснение, дети еще не раз вернуться к этим вопросам.

В последнее время появилось много литературы, назначение которой — познакомить малышей с вопросами рождения детей. Взрослые должны осмотрительно и вдумчиво подходить к выбору таких книг. Вне всякого сомнения, проще купить специальную энциклопедию и молча вручить ее малышу для самостоятельного изучения. Что, собственно, и делает большинство мам и пап. Однако некоторые издания излишне информативны, а трехлетнему малышу много вещей действительно еще рано знать. Кроме того, сам по себе этот вопрос деликатный, и очень важно, чтобы о нем поведали близкие люди, пусть даже с помощью иллюстраций. Беседа по содержанию таких изданий требует от взрослых большого такта и умения, чтобы не привнести в сферу полового осознания чего-то «особенного», «постыдного», чтобы не перейти тонкую грань между необходимым и излишним.

В половом воспитании дошкольников иногда возникают особые ситуации, которые время от времени происходят в детском коллективе. Мальчики и девочки делают для себя открытие: их тела по-разному устроены. Изучение себя и других — одна из причин, почему дети снимают трусы в обществе друг друга. Малыши рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Примерно в возрасте 4-5 лет у детей усиливается интерес к гениталиям. Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром  половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия — результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Напротив, взрослые могут  «подогреть» интерес своей  неправильной реакцией: наказанием, запугиванием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не стоит делать из этого трагедию, возмущаться и кричать. То, что ребенок снял трусы– не преступление. Да, вам дико стыдно и неудобно. Но чем больше вы придадите этому событию значения, тем интереснее ребенку это будет делать. Говорите с ребенком без эмоций. Объясните ему, что его тело красивое, но хорошие девочки и мальчики не обнажаются на людях. Для этого и существует одежда. В разговоре главное – спокойный тон и правильные слова: «Ты разделся. Тебе жарко? Нет, тогда надень, пожалуйста, трусы и штаны. Взрослые люди не раздеваются у всех на глазах». Переключите внимание ребенка. Найдите более интересное занятие. Покажите ребенку: то, что он сделал ни у кого не вызывает интереса. Гораздо увлекательнее играть или заниматься творчеством: рисовать, лепить из пластилина и т. д. Запретный плод сладок. Чем больше мы запрещаем обнажаться ребенку, тем с большим удовольствием он будет это делать. Таким образом, мы подошли еще к одной причине, по которой дети обнажаются перед своими сверстниками. Это, несомненно, привлечение внимания. Все просто. Такой проступок вызывает бурную реакцию и обеспечивает ребёнку внимание со стороны взрослых. Очень часто так ведут себя дети, которых не замечают в семье или сверстники в детском коллективе. Для них подобное поведение – единственная возможность побыть в центре внимания, своего рода «минута славы».  Ребенку всего лишь нужно объяснить, что просто так не принято, как не принято при людях ковыряться в носу, как не принято тыкать в кого-то пальцем, как не принято ходить по городу в пижаме или домашних тапочках.

Родителей часто беспокоит вопрос о детской маструбации.  Маструбация встречается у 5-10% дошкольников. Не являясь сама по себе болезнью, она является своего рода отражением  того или иного неблагополучия.  Причиной может быть повышенная нервная возбудимость. Подавленный, чувствующий себя отверженным ребёнок начинает искать утешение в игре с собственным телом, и однажды «обнаруживает», что игра с одними частями тела доставляет больше удовольствия, чем с  другими. Постепенно это может стать привычной формой самоутешения или средством привлечения к себе внимания родителей, когда другими способами его не добиться. Наказания только усиливают неприятные переживания, подталкивающие к маструбации.  Практика показывает, что прекращения маструбации в таких случаях удается добиться не путем назначения ребенку лекарств, а через совместный анализ ситуации и отношений в семье и внесение в них необходимых изменений. У каждого ребенка своя мера потребности в родительском душевном тепле, своя чувствительность к возникающему между взрослыми напряжению, свой порог ранимости.

Иногда- реже, чем обычно думают, — маструбация может зависеть от гельминтов, аллергических заболеваний; чаще имеет значение зуд в области половых органов, вызванных отсутствием или недостаточностью гигиены тела. Наконец, дети могут просто обучать друг друга маструбации, особенно в детских коллективах, при малом надзоре взрослых.

 Очень важно понимать, что даже в подобных, поражающих взрослых, случаях нет ни вины, ни болезни. Дошкольный возраст – это возраст, когда формируются первые представления о мире, о себе. От того, что мы взрослые сумеем привить детям в этом возрасте, зависит их будущее развитие как юношей и девушек, мужчин и женщин.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.