Маленькие секреты формирования речевых навыков

Опубликовано: 23.11.2020

Речь — это одна из ключевых высших психических функций, которая словно красной нитью проходит через все психические процессы, такие как внимание, память, мышление. Речь важна для становления психики ребенка и нельзя недооценивать её значение. Мы не можем обойтись без речи, даже у глухонемых людей есть замена — это жесты, с помощью которых они коммуницируют с внешним миром.

Речь проходит свои естественные этапы развития, причем этапы должны следовать четко один за другим и в свой определенный период. Если ребенок пропускает какой-то этап или задерживается на нем слишком долго – это тревожный знак.

Итак, с чего же все начинается? Уже на 2-3 месяце малыш начинает «говорить», но еще не по-настоящему, потому что гуление, это лишь зачатки речи. Надо заметить, что ГУ-АГУ – это первое проявление способности артикулировать, которое является врожденным. К 6-7 месяцам ребенок начинает понимать слова и реагировать на речь взрослых. Речевая активность ребенка возрастает и гуление меняет лепет, который является первым подражанием взрослой речи. Так же в этот период ребенок начинает распознавать эмоциональную окраску обращенной речи. Надо отметить, что лепет не появляется вне речевой среды. Это результат коммуникации взрослого и ребенка. На 9-10 месяце должны появиться первые простые слова, количество которых постепенно растет, а лепет становится более выразительным и мелодичным. К году ребенок говорит уже словами, активно использует звукоподражание: собака говорит «АВ», курочка «КО-КО» и т.д. В полтора-два года словарь ребенка стремительно растет, это связано с тем, что мозговые структуры максимально готовы усвоить слова и грамматический строй речи. Начиная с этого времени надо следить, чтобы ребенка окружали люди с богатым словарем и правильной речью.

К двум годам ребёнок должен уже общаться простыми фразами, например: «дай мне…» «Пойдём…», «хочу пить…» На этом этапе ребёнок естественным образом искажает слова место «рак» может сказать «лак», вместо шишка сыска. Но если в речи ребенка появились замены, будет полезно делать игровые упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата.Эти упражнения помогут ребенку естественным образом подобрать артикуляционную позу, опираясь на своё слуховое восприятие. Заниматься с ребенком нужно в игровой форме, не надо акцентировать внимание ребенка на том, что это занятия. Например, утром, во время водных процедур, когда ребенок чистит зубки щеткой, можно просить, чтобы малыш почистил зубки и язычком. Сначала верхние, потом нижние. Показать, как это делается, посоревноваться с ним, кто же сделает это лучше? После этого мягким махровым полотенцем сделать легкий массаж губ и щечек. Во время завтрака можно поиграть следующем образом: чуть помазать верхнюю губку малыша вареньем или, если нет аллергии, медом и попросить, чтобы ребенок облизал сладкие губки. Сделать так несколько раз. По дороге в садик можно поиграть в лошадку, весело цокая язычком или в индюка – широким кончиком язычка быстро двигая по верхней губе вперед-назад и произнося звук близкий к «бл-бл-бл». Такие элементарные упражнения будут полезны всем деткам без исключения. Так же они будут способствовать положительному эмоциональному настрою ребенка.

Если в возрасте до двух лет вы замечаете, что у ребенка нет речи, то необходимо срочно обратиться к специалистам. Сложность ситуации состоит в том, что запуск речи должен произойти до 5,5 лет, иначе могут возникнуть серьезные проблемы с интеллектуальным развитием малыша.

Учитель-логопед МБДОУ №39 г. Красногорска
Смирягина Наталья Игоревна


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.