Как помочь медлительному ребенку делать все побыстрее

Опубликовано: 02.12.2020

МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г.о. Электросталь педагог-психолог Полютчева Т.Н.

Часто родители медлительных детей обращаются к психологу с просьбой позаниматься с их медлительным ребенком и научить его все делать побыстрее.

 Особенно остро стоит эта проблема в тех семьях,  где родители сами достаточно энергичны, привыкли ценить каждую минуту, планировать свое время. Появление в семье ребенка отличного по темпераменту и динамике поведения, т.е. медлительного ребенка вызывает недоумение у родителей, а иногда и раздражение.  Медлительность проявляется уже в дошкольном    возрасте вследствие недостаточной подвижности нервных процессов. Чтобы помочь такому ребенку, необходимо  разобраться в индивидуальных  особенностях  развития медлительных детей. Взрослые должны полностью осознать, что простое покрикивание и поторапливание ребенка ни к чему не приведет.

Медлительные дети склонны к стереотипным действиям, им гораздо легче жить по шаблону, чем осваивать  что-либо новое.

Такие дети не успевают усваивать большую часть информации, если она подается в быстром темпе, т.к. возрастает нагрузка на свойство  подвижности нервной системы и это ведет к углублению торможения.

Медлительные дети быстрее устают, у них ниже скорость и точность работы.

Медлительный ребенок очень уязвим при переходе в новый детский сад или в другую группу. Поэтому важно уделять внимание адаптационному периоду, познакомить педагогов с особенностями поведения ребенка.

Учитывая все выше сказанное можно предложить некоторые практические рекомендации родителям медлительных детей.

Прежде всего, следует посмотреть на то, какой ритм жизни выбрали сами родители. Если это вредит семейным отношениям и развитию ребенка, то необходимо «сбавить обороты».

Ребенок не должен жить в ситуации страха за то, что он чего-то не успевает, доброжелательное отношение лучшая поддержка для таких детей.

Своевременное планирование мероприятий, совместной деятельности и проговаривание  последовательных шагов, поможет ребенку заранее внутренне сконцентрироваться.

В утренние часы поднимать ребенка чуть раньше намеченного времени, учитывая темп его деятельности и его возможности.

Бодрая и динамичная музыка поможет ребенку более энергично собраться в детский сад.

Необходимо установить для ребенка и непреклонно придерживаться четкого режима дня: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном.

Регламентировать время просмотра телевизора и компьютерных  игр, не допускать чрезмерного увлечения гаджетами, заботиться о психическом здоровье ребенка.

Можно помочь ребенку, тренируя свойства подвижности  нервных процессов: играть в логические игры, они дают хорошую положительную динамику в области логического мышления, развития творческого потенциала.

Тренировка подвижности нервных процессов наиболее успешна в возрасте 4-6 лет, т.к. идет формирование свойств нервных процессов. 

Ребенку нужно давать задания в более медленном темпе, чем другим детям и желательно с повторами одного и того же.

Любую тренировку более быстрого выполнения задания давать на положительном эмоциональном фоне, т.е. веселым оживленным настроением, лучше в игровой ситуации. Можно использовать счет, считалочки, секундомер.

Безусловно, не сравнивать ребенка с другими детьми, не давать оценку поведения ребенка в присутствии других детей и взрослых.

Указания и просьбы таким детям лучше давать, устанавливая визуальный контакт «глаза в глаза».

Обязательно похвалить ребенка в случае успеха, если  он сделал что-то быстрее обычного.

Чем быстрее особенный ребенок приучится к тому, что время необходимо планировать (особенно в период подготовки к школе), тем быстрее снизится его медлительность. Очень хорошо, если ребенок  «подружится» с часами и сам сможет определять время и ценить его.

В некоторых случаях кроме похвалы можно использовать и поощрение: «Быстро все сделаешь, уберешь игрушки, свои вещи – пойдем гулять в парк».

Занятия в спортивной секции могут помочь ребенку в плане формирования подвижности нервных процессов, степени развития проворности.

Посещение спортивных секций способствует  формированию уважения к себе и к окружающим. Они учатся слушать и слышать, разрешать конфликты и работать в команде.

При ежедневных занятиях  и играх  дома в 10-15 минут, можно достичь очень хороших результатов  в развитии подвижности.

Игры должны быть повторяющимися,  чтобы ребенок  увидел сам, чему он научился, и что у него хорошо и быстро получается.

В играх медлительных детей должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Кроме того дети, которые соревнуются в игре, ведут себя более дружелюбно, сбросив накопившийся уровень агрессии.

В играх с родителями, ребенок не должен все время выигрывать или все время проигрывать. Ребенку нужно научиться и выигрывать и проигрывать, но учитывая специфику детского возраста, проигрывать он должен не часто.

Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

Наиболее успешна работа по тренировке скорости двигательных реакций у детей идет, когда имеются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно.

Время от времени необходимо давать предельные скорости движений.

Это могут быть игры со сменой движения «Лошадка», «Мотоцикл», «Поезд», «Самолет». Взрослый первый начинает путешествие, отбивая ладонями ритм. Ребенок должен присоединиться к нему. Ритм отбивается сначала медленно и ритмично, затем все быстрее, все время убыстряясь. Ритм будет соответствовать движению выбранного транспорта. После сигнала движение должно быть плавно остановлено.

Можно самостоятельно придумать игры, в которые бы хотел поиграть ребенок, самое главное не оставлять его одного с его медлительностью и  хвалить за быстроту и ловкость при каждой реальной возможности.

Необходимо научить ребенка самостоятельно принимать решения сначала в игре, а потом и в жизни, не стараться все решить за него, чтобы он не чувствовал себя беспомощным.

Ребенок должен почувствовать уверенность в своих силах, а в этом может помочь ему только самый близкий человек.

Дошкольники могут реагировать только на одно указание, не запоминая длинные монологи. Просьба или задание должно быть коротким и ясным в изложении.

Медлительным детям необходимо помочь приобрести коммуникативные навыки, чтобы они чувствовали себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми.

Важно помнить, что ребенок не виноват в своей медлительности и нам, взрослым необходимо сделать со своей стороны все возможное, чтобы помочь такому ребенку вырасти успешной личностью.

Успехов Вам, дорогие родители!


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.