СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Важными линиями развития ребенка раннего возраста являются речевое и социальное развитие, в основе которых лежит, прежде всего, эмоциональный контакт между матерью и младенцем, вызывающий у ребенка в возрасте 6-10 месяцев потребность поделиться информацией, что очень важно для развития речи.
Пассивный контакт младенца с окружающим миром постепенно переходит в активные формы социального контакта. Очень важно, насколько мама (или другой близкий человек) смогла дать ребенку ощущение надежности и защищенности путем непосредственного контакта, взгляда, голоса. Чувство внутренней защищенности и основанное на этом чувство собственного достоинства – основные предпосылки для здорового психосоциального развития.
Младенчество и ранний возраст имеют большое значение для профилактики нарушений речи и социального развития. Чтобы не упустить время и своевременно начать целенаправленные упражнения, родителям следует обращать внимание на некоторые особенности ребенка, указывающие на необходимость профилактики возможных нарушений.
Симптомы, указывающие на нарушения социального развития (по Э. Кипхарду):
- ребенок необычайно спокоен, не интересуется окружающим миром;
- невыразительная мимика или гримасничание без причины;
- смотрит сквозь взрослого вместо того, чтобы ему улыбнуться;
- постоянно противится контакту с окружающими и отклоняет ласку;
- уходит в себя и отгораживается от окружающих;
- не подражает и не испытывает потребности сообщить что-то окружающим;
- испытывает необоснованные страхи;
- производит впечатление постоянного внутреннего беспокойства;
- постоянно в движении и часто передвигается на носочках;
- не может задерживаться на одном занятии;
- испытывает почти болезненную потребность, например, поддерживать чрезмерную чистоту;
- постоянно таскает с собой определенный предмет;
- любит однообразную, стереотипную и примитивную деятельность;
- интересуется только вещами, особенно техническими;
- охотно вращает и поворачивает маленькие предметы;
- облизывает и обнюхивает предметы;
- больше всего любит находиться в одиночестве;
- настаивает на определенных ритуалах и привычках;
- паникует, когда что-то происходит не так, как обычно;
- беспричинные припадки бешенства с разрушением предметов;
- кусает, царапает или бьет себя в приступе бешенства;
- ведет руку взрослого, чтобы дотянуться до чего-либо;
- не понимает, что ему говорят;
- повторяет вопрос вместо ответа на него;
- говоря о себе, называет себя «ты».
Всего комментариев: 0