Рекомендации для детей дошкольного возраста «Профилактика дисграфии у дошкольников»

Опубликовано: 19.11.2021

Статья «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста» учитель — логопед Смирнова Елена Игоревна МДОУ 17 г.о. Электросталь

Нередко в процессе обучения в начальной школе дети сталкиваются с проблемой множественных ошибок на письме. Данное нарушение имеет определение- дисграфия.

 Дисграфия — это-  нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью.

Чаще всего эта проблема проявляется у детей, которые посещали логопедические группы, плохо рисуют, Это нарушение может стать препятствием для освоения детьми грамоты и грамматики родного языка. Для успешного формирования письменной речи необходимо ряд условий:

— правильно сформированное произношение всех групп звуков русского языка, фонетический анализ и синтез.

— хорошо развитые графомоторные навыки,

— хорошая координация движений  и ориентировка в пространстве

— способность к самоконтролю и саморегуляции.

Если ребенок имеет затруднения в одном из перечисленных пунктов , то он находится в группе риска по проявлению дисграфии.

Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет и ошибки имеют определённую направленность нарушения. Для этого специалистом анализируются письменные работы ребенка и дается характеристика ошибок, соответственно составляется план коррекционной работы.

Встречаются ошибки, не имеющие общей направленности,  в таком случает стоит изучить психологическую составляющую проблемы- ребенок болен, устал, не внимателен, часто отвлекается, не может сконцентрироваться на определенном учебном действии.

Для профилактики дисграфических проявлений с детьми, находящимися в группе риска наряду с коррекцией устной речи желательно проводить мероприятия по профилактике нарушений письма.

Это могут быть задания и игры и фрагменты организованной образовательной деятельности.

Приведу примеры некоторых из них:

  1. Игры на запоминание и различение образа букв

-«Обведи буквы». Ребенок из наложенных друг на друга изображений разных букв находит, обводит и называет их.

— «Корректурная буквенная проба»

Ребенку ставиться условие: в любом печатном тексте, букву А мы обводим в кружок, букву О мы зачеркиваем, а букву Б мы обводим в треугольник. Когда задание выполнено, подводится итог, можно устроить небольшое соревнование и подсчитать у кого  меньше ошибок.

— «Букву угадай, на что похожа называй».

Ребенку предлагается «волшебный мешочек» в котором наощупь он должен узнать букву, и сказать на что она похожа.

Если возникают сложности с сопоставлением буквы с образом, то можно предложить ребенку выучить подробные стихи: «Эта буква широка и похожа на жука, и при этом точно жук издает жужжащий звук», «Посмотри на колесо и увидишь букву О»

— «Выложи букву»- ребёнок выкладывает из различных предметов (камни, палочки, пуговицы, цветочки, листочки, ниточки) букву или небольшое слово и просит взрослого или другого ребенка прочитать.

— «Звонко- глухо» Взрослый называет парные согласные (Б-П, В-Ф, Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш) , а ребенок хлопает в ладоши если звук звонкий, или прикладывает указательный палец к губам, если глухой.

— «Поймай гласный звук» В начале игры необходимо вспомнить, что такое гласные звуки. Гласные звуки можно петь и тянуть , во рту нет преграды. Затем взрослый читает знакомый текст или небольшое стихотворение, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит гласный звук. Если ребёнок умеет читать, то дается задание подчеркнуть в тексте буквы, обозначающие гласные звуки.

— «Угадай слово»

Если ребенок уже освоил чтение, то ему будут доступно разгадывание несложных ребусов.

Используя данные упражнения в дошкольном возрасте можно значительно уменьшить риск возникновения дисграфии и ее проявлений в начальной школе.


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.