Специфика обучения и воспитания ребёнка в логопедической группе

Опубликовано: 19.11.2021

Хожайнова Алина Валентиновна, учитель-логопед МОУ «Гимназия
 № 4», г. о. Электросталь Московской обл.

Если речь дошкольника действительно требует коррекции, родителям по результатам предварительного логопедического обследования будет предложено пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). По результатам ПМПК делается окончательный вывод о необходимости посещения ребенком логопедической группы.

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы
в массовых группах детского сада? Ведущую роль в коррекционной работе с детьми ведёт учитель-логопед. Учитель-логопед выстраивает поэтапную работу над преодолением нарушений речи. Помощниками учителя-логопеда являются воспитатели. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями в различных формах, таких как: вечерние коррекционные занятия, проведение артикуляционной гимнастики, работа над автоматизацией проблемных звуков и многое другое. Воспитатели же, в свою очередь, работают над развитием речи ежедневно, при этом используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.

 Одна из главных задач первого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Все родители в сентябре приглашены на беседу к логопеду, где знакомиться и обсуждает речевые проблемы конкретного ребёнка.

Пространство группы организовано так, чтобы дети могли в игровой форме закрепить полученные знания, учились взаимодействовать друг с другом и применять полученные умения в общении со сверстниками и взрослыми. Для этого специалистами тщательно подбираются игрушки и пособия, соответствующие возрасту и особенностям детей.

Каждая неделя учебного года имеет свою тему, вокруг которой сосредоточивается внимание детей и педагогов. Как правило, тематическая неделя соответствует природному или общественному явлению, чтобы дети могли закреплять полученные знания и вне детского сада. Так, осенью изучаются темы «Осень», «Овощи», «Фрукты» – ведь именно в это время проще всего рассмотреть и попробовать каждый фрукт и овощ, сделать из них сок или салатик и пополнить свой словарный запас новыми словами. А на неделе, на которую приходится праздник 23 февраля, очень удобно разговаривать о транспорте, военных профессиях, Родине. Тема всегда зависит от возраста детей. У малышей все проще и конкретнее в соответствии с возрастом, но деление учебного года на темы тоже прослеживается.

В логопедических группах проводится специализированная работа
с детьми по следующим направлениям:

-формирование правильного звукопроизношения;

-развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

-совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

-совершенствование грамматического строя речи;

-обогащение, активизация словарного запаса речи;

-развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано
с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

-развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

-совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах
в форме занятий со всеми детьми (фронтальные занятия), на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

-не ругать ребенка за неправильную речь;

-ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

-не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

-осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

-тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

— задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

— весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

-задания должны быть прочитаны ребенку;

— все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

По выходу из логопедической группы учитель-логопед обязательно показывает открытое логопедическое занятие для родителей. В ходе занятия необходимо показать, как дети в игровой форме правильно артикулируют звуки речи в различных позициях, четко дифференцируют изученные звуки, различают понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», производят элементарный звуковой анализ и синтез.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми рас­пространенными и сложными предложениями, вла­деть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

• владеть навыками словообразования;

• грамматически правильно оформлять самостоятель­ную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговаривать­ся четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний и т. д.);

• владеть элементами грамоты: навыками чтения и пе­чатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Важно отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Итак, учитель-логопед работает не только над постановкой проблемных звуков ребёнка, но и развивает грамматический строй речи, работает над слоговой структурой слова, и связной речью ребёнка. Вместе с учителем-логопедом работают и воспитатели группы, выполняя его рекомендации. Так же, половина успеха ребёнка, в преодолении им речевых нарушений зависит от вас, уважаемые родители!


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.