Практические советы родителям для формирования речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Опубликовано: 08.12.2021

учитель-логопед МБДОУ «Центр образования «Богородский» г. Ногинск

Кукушкина М.В.

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.

Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз. Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.

Игры на развитие речевого дыхания

«Листья шелестят» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: Детям раздаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке».  По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.                          

 «Листопад».  Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» — сдувать листочки с ладони.                           

 «Снежинки летят» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки.  Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».                               

«Снегопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: «снежки» из ваты.  Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.                              

 «Дыхание». Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку: Носиком дышу свободно, Тише — громче, как угодно. Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки).                                   

«Качели».  Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:                      

Качели вверх (вдох),                        

Качели вниз (выдох),                       

Крепче ты, дружок, держись.                               

«Бегемотик». Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох), 

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:                     

Сели бегемотики, потрогали животики.                      

То животик поднимается (вдох),                      

То животик опускается (выдох) 

 «Ныряльщики за жемчугом» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.  Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.                            

 «Кораблик».  Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.             

«Мой воздушный шарик». Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом: Вариант 1. Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу. Вариант 2. Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь.

«Перышко, лети!». Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.  Оборудование: птичье перышко. Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу-вверх.                       

 «Лесная азбука».  Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку: «У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами). «А-У-У» — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). «Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).                               

 «Дует ветерок».  Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучку»). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).                                        

 «Дразнилка» или «Изобрази животное». Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.  Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями: Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек. Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу: Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква.                                    

«Жуки». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка «жук».  (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим

«Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов — «вагончики», предметные картинки из серий: «Игрушки», «Овощи» и др. Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: «Это яблоко» и выставляет два вагончика. Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом — добавить к поезду «вагончик». Например, ребенок может сказать: «Это большое яблоко». Следующий ребенок скажет: «Это большое красное яблоко». На каждое добавленное слово присоединяется «вагончик». Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох. Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы — с паузой через 3-4 слова                               

«Варим кашу». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молоко, сахар, крупа, соль. На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари! («Продукты» поочередно входят в круг — «горшочек»). Каша варится. Дети, выпячивая живот, и набирая воздуха в грудь, делают вдох, опуская грудь и втягивая живот — выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш». Огонь прибавляют. Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» (в убыстренном темпе). Раз, два, три, Горшочек, не вари!                           

 «Веселые движения». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями. Я люблю играть в футбол, Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу). Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо). И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол). Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.                                    

«Дирижер». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание. Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные — гласные; синие с колокольчиком — согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком — согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика — согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика — согласные, глухие мягкие). Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку — палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос. Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.                         

 «Лети, бабочка!» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. — Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. — Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.  

 «Жуки».Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка «жук».  (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. 

 «Комар». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка «комар». (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).  Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку: З-з-з — комар летит, З-з-з — комар звенит «Мы пойдем гулять на луг» Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Мы пойдем на луг гулять, Цветы будем собирать. Какие они красивые. С теплыми лучами солнца, цветок начинает распускать лепестки: приготовьте правую руку – «бутон». Улыбнись, покажи зубки, прижми кончик языка к нижним зубам, произносим медленно звук: с-с-с-с-с. Цветок распускается. Распустился цветок, покажи его солнышку (круговые движения кистью).  Ах, как приятно пахнут! Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом; одновременно на выдохе произнести фразу: Ах, как приятно пахнет! Набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки цветка закрываются, произносим медленно звук: с-с-с-с-с-с. Подул ласковый ветерок: с-с-с-с-с-с-с.           

  «Эхо». Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов. Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.  Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: «А», «АУ», «МАМА», «КУБИКИ».                                      

   «Снег идет!». Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты. Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. — Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.                             

«Потягушеньки». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.

Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями: Потягушеньки моей душеньке. Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх). Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги). Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка)

«Вертушка». Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее, самостоятельно: — Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.                                

 «Летите, птички!» Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами). Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз) — Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери больше воздуха. Полетела птичка! В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.                                        

«Одуванчик» Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц. Ход игры: Игру проводят на воздухе — на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики. — Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно — чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики. Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки. Также можно организовать игру «Дед или баба?»: — Давайте поиграем в игру «Дед или баба?»! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок — это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались — это волосы на голове — то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!                                        

«Бульки» Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра. Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. — Давай сделаем «веселые» бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем — ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки — прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.                                

«Песня ветра» Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».  Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.                                     

«Катись, карандаш!» Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.  Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.                           

«Мыльные пузыри». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.  Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость.

 «Подуй в дудочку!» Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки. Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах — одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть. Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос. Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки.

«Уточки» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть. — Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка. Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется. — Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовет утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке! В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

 «Надуй игрушку»! Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары. Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. — Посмотрите, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков… Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые! Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней. Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух.

 «Расти, пена!».  Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, коктельные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. — Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

«Пой со мной»! Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть «песенки». — Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите больше воздуха — вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать. — Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!» Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе. —

«Свистульки». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.  Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них. — Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши — птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт — каждый из зверей и птиц поет свою песенку! Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись.

 «Музыкальный пузырек». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: чистый стеклянный пузырек (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).  Ход игры: Педагог показывает детям пузырек и предлагает игру. — Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырек. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырек витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырек — гудит как труба. Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть, следует, несколько секунд, не напрягаясь.

«Сдуй шарик». Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.  Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны — получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой — шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи — шарик сдулся. — Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны — вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся, шарик! Напомните детям, что следует вдохнуть больше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.                         

«Мама и малыш».  Цель: Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции. Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности). Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а». Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.) Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бябю».                                   

 «Насос». Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.  Ход игры: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. — Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колеса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колеса — вот так! «С-С-С» — работают насосы! Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.

    «Птичьи голоса» Цель: Развитие речевого дыхания и голоса. Птичьи голоса. Произносить слоговые сочетания и фразы на юм выдохе, изменяя тон голоса.  Курица: «Ко-ко-ко-ко».  Цыпля — «Пи-пи-пи-пи-пи».  Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах».  Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»                     

«В зоопарке». Цель: Развитие речевого дыхания и голоса. Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» — вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем — выдох (под счет от го» до «пяти»). Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом. Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).                      

 «Строим дом» Цель: Развитие речевого дыхания и голоса Приколачиваем оконные рамы.  Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук». Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся). Произносить предложения, с разной  интонацией:   «Ах,   какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».                             

«Звукоподрожание» Цель: Развитие речевого дыхания и голоса Звукоподражание животным.  Изменять голос по силе и высоте.  Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)  теленок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.)  Кошка: «Мяу — мяу». (Громко, низким голосом.) Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо высоким голосом.) Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле».                               

«Птицы поют». Цель: Развитие речевого дыхания и голоса Птицы поют.  Удод: «Уп-уп-уп-уп».  Щегол: «Пить-пиль-питт Снегирь: «Фью-фью-фыо».  Осоед: «Кине-е-кине-е».  Перепелятник: «Кик-кик-кик».  «Коростель: «Крэк-крэк-крэк».  Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк».  Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р».  Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри». Произнести названия четырех—шести птиц, на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж…

«Рычалка». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.  (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»). Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.         

 «Мычалка». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М»


Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.