Особенности воспитания гиперактивного ребенка

Демиденко Оксана Валерьевна, педагог-психолог, МБДОУ компенсирующего вида детский сад «Лучики»

Уважаемые родители, гиперактивный ребёнок требует много сил и внимания со стороны взрослых. При воспитании таких детей нужны эффективные стратегии взаимодействия, в первую очередь вашему ребёнку нужны поддержка, внимание, одобрение. Следующие рекомендации помогут вам развить структурность, систематичность и чёткое взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

  1. Общайтесь со своим малышом. Внимательно слушайте все, что он вам повествует, не отвлекаясь на собственные мысли. Высказывайте собственные суждения, даже если он их не дослушивает. Старайтесь преподносить информацию интересно, но не перегружая ребенка. Благодаря вам ребенок учится взаимодействовать с миром, строить свои суждения. Ребенок чувствует, что его принимают и любят.
  2. Старайтесь давать малышу возможность реализовывать свою энергию в подвижных играх, в физических нагрузках, на свежем воздухе. Хорошо, если дома имеется спортивный уголок. Ограничение движения чревато для таких деток еще большим всплеском энергии.
  3. Ставьте перед ребенком задачи. Желательно определять (ограничивать) время для выполнения определенного дела. Для гиперактивных деток очень важен успех, поэтому задания должны быть соизмеримы с возможностями.
  4. Утомление при выполнении заданий — враг родителям и малышу, т.к. провоцирует усиление возбуждения.
  5. Похвала – обязательно хвалите своего ребенка, поощряйте, разрешая заниматься любимым делом. Но, похвала должна быть небезосновательной. Хвалите за успешно выполненное задание, за малейшее проявление усидчивости и внимания.
  1. Старайтесь не применять физические наказания. Это только усугубит ситуацию. Ребенок будет воспринимать родителей как деспотов, что вызовет чувство страха и нежелания взаимодействовать с родителями. Можно заменить физические наказания, например, запретом на просмотр телевизора.
  2. Организуйте взаимодействие своего ребенка с детьми. В случае с гиперактивными детьми лучше не пренебрегать посещением детского сада. Ребенку важно общаться и целенаправленно тратить свою энергию.
  3. Соблюдение режима дня является важным фактором в грамотном распределении энергии малыша. Старайтесь ввести режим дня, соблюдать особые ритуалы перед приемом пищи, перед сном, даже если не делали этого с рождения. Для гиперактивных деток очень важна предсказуемость, а мы ее можем обеспечить, систематично соблюдая определенный алгоритм действий, обеспечив постоянством спокойствие ребенка.
  4. Гаджеты! В современном мире говорить об их исключении из жизни не имеет смысла. Да, планшет или телефон может стать отличным помощником, но, не стоит забывать о том, что «свечение» экрана для нашего мозга (а тем более для мозга ребенка, который и так не в силах контролировать свое возбуждение) выступает как красная тряпка для молодого быка. Нервная система возбуждается настолько, что иногда невозможно даже уснуть ночью. Введите для себя или своей семьи некоторые правила относительно времени пользования телефоном.
  1. Это касается и современных мультфильмов, в которых картинка меняется настолько быстро, что мозг маленького ребенка даже не успевает обработать информацию. Просмотр подобных мультфильмов нужно сводить к минимуму. Советские мультфильмы наиболее благоприятны для просмотра, но усадить ребенка просматривать 30-минутный мультфильм зачастую сложно. Рекомендуем отвести определенное время для просмотра мультфильмов и телевизора. Чередовать совместный просмотр познавательных фильмов и мультфильмов.

​Многие возбудимые дети имеют заниженную самооценку, поскольку им то и дело приходится слышать от взрослых: «Прекрати сейчас же!» и т. п. Такие дети редко доводят начатое дело до конца и, как правило, не получают удовлетворения от завершения начатого дела или решения поставленной задачи. В результате с годами у них формируются негативная самооценка и склонность к бурным эмоциональным реакциям. Однако мы заметили, что многие возбудимые дети могут неплохо контролировать свое поведение, если их к этому мотивировать. Игра с таймером была разработана нами для того, чтобы повысить их мотивацию к контролю за своими реакциями и дать им возможность почувствовать удовлетворение от выполненного действия.

Игра с таймером способствует развитию навыков самоконтроля — это один из ее основных психотерапевтических факторов. Если игра ребенку интересна, он проявляет настойчивость, которая, вполне вероятно, позволит ему справиться с задачей и получить определенное вознаграждение. Для возбудимого ребенка очень важно почувствовать успех в игре, что даст ему не только ощущение победы, но и своей компетентности.

Для работы необходимо иметь: таймер, фишки, принадлежности для рисования, кубики и ряд простых детских книжек для самостоятельного чтения. Ребенку предстоит выполнить одну из следующих задач: построить из кубиков башню, нарисовать картинку, раскрасить сделанное по трафарету изображение или прочесть книжку. Взрослый предлагает игру с таймером:

Сначала я дам тебе десять фишек. Вот кубики. Тебе нужно построить из них башню. На выполнение задания у тебя будет пять минут. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. Если ты вдруг отвлечешься от строительства башни, то должен будешь отдать мне одну фишку. Всякий раз, когда ты задашь мне какой-нибудь вопрос, начнешь заниматься чем-нибудь другим или разговаривать, ты должен будешь отдавать мне по одной фишке. Если же за пять минут ты ни разу не отвлечешься от своего дела, я дам тебе еще десять фишек. Когда наберешь пятьдесят фишек, ты сможешь затем взять все, что захочешь, из «сумки с сокровищами», — в этой сумке находятся заранее приобретенные маленькие игрушки. — Хочешь спросить что-нибудь?

Ребенок может поинтересоваться, что ему делать по окончании строительства башни. На это взрослый может сказать:

Хороший вопрос. Ты должен продолжать строить что-нибудь другое. Когда пройдет пять минут, таймер просигналит вот так, — психотерапевту нужно продемонстрировать сигнал таймера. — Ты получишь фишки, только когда закончится время.

В течение первых нескольких минут, пока ребенок выполняет задание, взрослый ему не мешает. Но его задача заключается в том, чтобы приучить ребенка делать свое дело, что бы ни происходило вокруг — в комнате, в коридоре или на улице. Поэтому вскоре он может попытаться его чем-нибудь отвлечь. Вначале ребенок будет всякий раз бросать свое занятие, когда взрослый что-нибудь уронит, начнет заниматься уборкой и т. д. Если играть с таймером на протяжении нескольких сессий, мотивация ребенка значительно повысится, и он действительно захочет иметь пятьдесят фишек, чтобы завоевать приз. На следующем этапе работы, когда ребенок получит приз, можно предложить ему поиграть снова, удлинив время работы на пять минут. В конце концов можно приучить ребенка к сосредоточенной деятельности в течение всего времени занятия.

Предлагаемое упражнение очень полезно гиперактивным детям с неустойчивым вниманием. Интересная игра в безопасной обстановке позволяет им почувствовать свою способность успешно справляться с поставленной задачей. Применяя определенную систему поощрения и наказания, можно мотивировать ребенка к работе, однако наиболее значимым для него, по-видимому, является само ощущение успеха. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на лицо ребенка в тот момент, когда он получает дополнительные десять фишек за то, что ни разу не отвлекся от своего дела.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"