Логопедические ошибки

Михайлова Елена Александровна
Городской округ Коломна, МБОУ «Гимназия № 8» дошкольное отделение «Сказка», учитель — логопед

Уважаемые родители, сегодня хочу обсудить с вами непростую тему как для учителей, так и Вас – родителей: «Логопедические ошибки при письме у учеников начальной школы»

В первом классе ребёнок может просто ещё не знать все правила или буквы и поэтому допускает ошибки.  При логопедическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила.

Вас должно насторожить, если ребёнок:

•        меняет буквы на похожие;

•        пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;

•        пропускает и переставляет буквы в словах;

•        неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, говорит «солнцевый» вместо «солнечный»;

•        отзеркаливает буквы;

•        пишет неразборчиво.

Стойкие и повторяющиеся ошибки на письме называют дисграфией.

Наиболее распространённые ошибки это пропуск букв (Рука-ука), замена одной буквы на другую (Рука-лука, шапка-сапка, жук-зук). Такие ошибки на письме, чаще всего связаны с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия, а попросту ребёнок не выговаривает звуки в речи, как говорит, так и пишет. Здесь необходимо исправлять звукопроизношение. Когда исправленный звук появится в речи, исчезнут и ошибки.

Но есть дети, которые произносят чётко и правильно все звуки, при этом допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами.

Такие ошибки, как правило, бывают у детей, у которых в дошкольном возрасте были тяжёлые нарушения речи.

Первый пример:

— ребёнок путает близкие по звучанию звуки:

•        гласные (голОби — голУби),

•        мягкие и твёрдые (шлАпа — шлЯпа),

•        звонкие и глухие (диктанД — диктанТ),

•        шипящие и свистящие (маСина — маШина),

•        аффрикаты, то есть сложные звуки (Сентнер — Центнер).

В данном случае могут помочь упражнения:

-«Пишем вслух» Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка».

«Напиши и отметь» Под диктовку написать слово и отметить гласные буквы красной точкой. Написать слог и отметить гласную и согласную букву.

«Назови буквы» Пошаговый звуковой анализ слов, например: Запиши слово сова. Назови первую букву? А после буквы С? А после буквы В?

Второй пример:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, такие ошибки проявляются во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Здесь я рекомендую следующие упражнения

«Корректор».

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, — и работать только с ними.

Ребёнок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно и без объяснений.

При таком нарушении также актуальноупражнение «Пишем вслух». О нём мы говорили выше. Но в данном случае важно отчетливо проговаривать конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово.

Третий пример:

Ребёнку трудно: 

  • употреблять слова правильно: например, заменяет землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома – здесь необходимо расширять словарный запас, объяснять значение слов;
  • подбирать синонимы и антонимы — помогут упражнения «Слова родственники» (подбери слова родственники к слову снег – снежный, снегопад, Снегурочка, снеговик, снежинка), «Скажи наоборот» (аккуратный – неряшливый, бледнеть – краснеть, близко – далеко);
  • описывать предметы – упражнение «Какой, какая, какое, какие?» (волк — злой быстрый серый голодный зубастый; пальто — теплое длинное зимнее красивое черное меховое и тд.);
  • называть несколько действий одного предмета подряд — упражнение «Узнай по описанию», (Дрожит, прячется, прыгает, грызёт – кто?…);
  • образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши» –упражнение «посчитай 1, 2, 5» (1 стул, 2 стула, 5 стульев- не стулов);
  • подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлятки» — упражнение «Назови ласково» (стулья – стульчики, столы — …);
  • составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул» — упражнение «Чем всё закончилось?», например:

Мама кашу солила-солила и …(пересолила)

На нашей улице дом строили-строили и …(построили)

Кошка на дерево лезла-лезла и …(залезла);

  • создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный» — упражнения «Что из чего сделано?», «Чья голова, чей хвост?» (голова кошки – кошачья голова, хвост лисы – лисий хвост) ;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка» — упражнение «Подбери словечко»: О чем можно сказать «свежий»? (воздух, огурец, хлеб, ветер); «Старый»? (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть);
  • подбирать предлоги, например, «Птица села в ветку» — упражнения  «Придумай предложение» с “маленьким словом — предлогом” (например, на ): “Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поет” и т.п.

 «Играем в неделю»: «Вторник, скажи, кто идёт за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?» Аналогично играем в части суток, во времена года;

  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мы завтра пойдём в цирк, потому мама сказала» вместо «Мама сказала, что завтра мы пойдём в цирк» — упражнения «Что тебе сказали?» (Союзы: чтобы, что; умение передать чужую речь с этими союзами.)

Ещё: «Если бы я был волшебником». (Союз если, если бы; сослагательное наклонение) — Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

Четвёртый пример:

Связан с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребёнку сложно: 

  • определить звук в слоге; 
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако». 

Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица». 

Здесь может помочь упражнение “Звуковой анализ” в «технике сканирования» (задание выполняется без предварительного чтения слова):

— посмотри на слово;

— посмотри на среднюю букву в этом слове (например, д в слове «лодка»);

— посмотрев на среднюю букву, постарайся увидеть еще и букву справа (к) и слева (о);

— продолжай упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получишь всё слово целиком;

— назови слово.

После того как выполнена работа с 5-10 словами, можно провести слуховой диктант этих слов.

У ученика могут встречаться как один из мною приведённых примеров ошибок, так сочетаться два и более.

Если вы заметили у вашего ребёнка какие-либо из перечисленных мною выше при письме ошибки, то обязательно обращаемся к логопеду и тренируемся на всех выше изложенных упражнениях.

И ещё одну минуту вашего внимания хочу привлечь к ошибкам в постановке ударения в слове. Хотя такое нарушение к логопедическому не относится, в заданиях по ЕГЭ имеет место быть. Здесь я прошу Вас обращать как можно больше внимания на собственную речь, так наши дети – наше с вами зеркальное отражения, как говорят родители, так будет говорит и их ребёнок. Например: Торт и бант – правильная форма множественного числа какая? – «торты или то́рты» и «банты или ба́нты». А чтобы не ошибиться в следующий раз, вспомните ласковое слово «то́ртики» и «ба́нтики». В этой форме очень сложно перепутать ударение и поставить его на второй слог.

Слово «каталог тоже довольно часто произносят неправильно, ставя ударение на второй слог и получают «ката́лог». Хотя единственно верная форма ударения в этом слове – это «катало́г». Спасибо за внимание.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"