Влияние гаджетов на детей

Зинина Наталья Васильевна
МБОУ «Гимназия N8» дошкольное отделение «Сказка», педагог-психолог

Самым востребованным гаджетом у детей оказался смартфон, и это неудивительно: уже в начальной школе он есть у 93 % детей. При этом 99 % родителей признались, что используют гаджеты, чтобы занять ребенка во время поездки. И вот тут есть две крайности в подходе родителей к смартфонам и планшетам: полностью запретить детям использовать гаджеты или махнуть на интернет-зависимость рукой, потому что сейчас время другое, дети другие, словом — вообще все другое, и не купить детям гаджет — значит сделать их белыми воронами в кругу сверстников.

Влияние гаджетов на детей: можно ли обойтись без них

На этот вопрос однозначного ответа не существует. Дело в том, что еще ни одно поколение не прожило всю свою жизнь с гаджетами. В нашим детстве их не было, но кто из нас обходится без них сегодня? У наших детей они есть с детства, но кто знает, насколько это на самом деле окажется плохо или хорошо для них в будущем?

Плюсы использования гаджетов и ПК

ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:

Развитие мелкой моторики.

Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и сенсорным экраном позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание ребенка.

Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.

Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете школьники могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию о великом открытии, путешественнике, историческом событии и пр. Преимущество Интернета перед библиотекой -мгновенное поступление новой информации.

Возможность развиваться и совершенствоваться. Включить обучающую лекцию, просмотреть урок на ю-тубе, прочитать книгу можно везде и в любой момент. Можно найти книгу, которой нет в библиотеке.

Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные.

Возможность зафиксировать определенный момент. Сфотографировать или снять на камеру.. На самом деле это очень удобно;

Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями. дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные

Выполнение заданий. Учитель может выдавать дистанционно задания ученикам и они их могут выполнять, как лично, так и совместно. Совместная подготовка проектов, рефератов и других заданий.

Минусы использования гаджетов и ПК

Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:

1. Уход от реальности. Если у ребенка появляется проблема или возникает травмирующая ситуация, страхи. Это  заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;

2. Зависимость.

Сейчас многие родители сталкиваются, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки – давая вновь смартфон. И возможно, избавить себя от детского нытья. У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго нудиться, но в голову не приходят идеи, что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в НЕ онлайн — это будет скучно.

Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Родители не в состоянии проследить. Детям хорошо и интересно.. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности.

А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон.

В практике у РЕБЕНКА были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.

Были случае в моей практике, ребенок ждал, когда родители уснут и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия.       

 3. Жизнь в виртуальном мире. Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками , познакомиться на сайте знакомств. Поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые и новые фотографии для своего профиля. Виртуальный мир полностью захватил все наше время

4. Деградация личности. Очень многие игры созданы не для развития логики или обогащения интеллекта, а для сжигания времени. В сети их называют «убивалки» времени. И ими пользуются, в них играют. Проходят уровень за уровнем вместо того, чтобы познавать этот мир, заниматься спортом, духовно развиваться, в конце концов. Замкнутый круг из ежедневных «лайков» фотографий в социальных сетях, бесполезных игр, переписки с друзьями «ни о чем».

Гаджеты и успеваемость

Чрезмерное увлечение гаджетами и глобальной сетью, безусловно, влияет на успеваемость. Гаджеты ухудшают внимательность учащихся и не позволяют им концентрироваться на том, что происходит на уроке, говорят эксперты. Таким образом, педагоги, психологи и исследователи во всем мире все чаще говорят о пагубном влиянии социальных сетей и Интернета в целом на сознание и успеваемость школьников.

Гаджеты и Русский язык

По мнению экспертов, большое влияние на грамотность школьников оказывает Интернет и смс-сообщения. Популярный «албанский», а точнее исковерканный язык переходит из игры в жизнь. «Игра в неграмотность» становится действительно неграмотностью. Последствия этого процесса плачевны, привыкая к неправильному языку в общении, они так же  пишут в школе. И очень бывают удивлены, когда за «правильное» написание учитель ставит двойку.

Влияние на здоровье

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Ученые и психологи отмечают:

во-первых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук.

Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость

В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

Симптомы зависимости

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ МНОГО ПРОВОДИТ ВРЕМЕНИ В ОНЛАЙН:

— становится раздражительным и эмоциональным, капризным;

— агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;

— появляется бессонница;

— падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);

-становится рассеянным;

— слабо развивается воображение (сложно, что-то придумать свое);

— реальность становится черно- белая, теряется интерес к жизни;

— становится не интересны кружки и другие увлечения в реальности;

— не умеет общаться;

— становится не интересным для других;

— появляются проблемы со зрением и позвоночником;

— не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);

— мало двигается;

— ослабляется иммунитет;

— формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;

— формируется ЗАВИСИМОСТЬ.

Что делать?

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

— Компьютерную игру можно давать играть только на 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). ОБЬЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал. Смотрите во что играют дети.

— 30 -40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше .

— За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.

Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости играя в обычные и интересные дворовые и настольные игры.

— Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам. (формируется ценность того, что я могу).

— И ребенку нужно движение! Спорт в помощь!

— Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга)

— Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким)

— Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя)

!!! (Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне) Уделяйте больше времени детям, родительская любовь действительно способна творить чудеса

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"