Восприятие ребенком раннего возраста окружающего мира

Как воспринимает окружающую действительность ребенок раннего возраста?

 Начнем с простейшего – с того, что предопределено его физическими качествами. В силу своего роста ребенок видит мир не таким, как взрослые!

Размеры окружающих объектов ребенок воспринимает не так, как мы, по той простой причине, что его собственные размеры отличаются от наших. Одуванчик для него – как для нас с вами небольшая пальма, а крупная овчарка глядит сверху вниз наподобие слоника средних размеров. Есть тут от чего испугаться!

Имеется и еще одно любопытное различие, связанное с тем, как в зависимости от точки обзора (то есть роста ребенка) воспринимается глубина пространства. Оказывается, что чем ниже расположена точка, с которой мы смотрим на мир, тем ближе и крупнее кажутся объекты, расположенные на переднем плане, недалеко от наблюдателя. И тем мельче и отдаленнее кажется то, что находится дальше. Проведите небольшой эксперимент: лягте на пол и посмотрите на расположенный на расстоянии 15–20 сантиметров от вас небольшой предмет, например на игрушку. Она займет почти все поле зрения, а то, что расположено на расстоянии всего лишь нескольких метров, покажется далеким и почти нереальным.

А теперь – самое интригующее. Как же ребенок видит взрослых (родителей)? Представьте себе, что вас окружают великаны ростом 6–7 метров. Они могут поднять вас на руки и отнести туда, куда пожелают. Могут ласкать, а могут и больно отшлепать. Вы перед ними, в общем-то, бессильны: куда им надо, туда вас и тащат. Кормят и поят (когда захочется им, а не вам), одевают (так, как сами считают нужным), раздают награды и наказания. И делают все это любя. С некоторой долей условности можно сказать, что в глазах малыша родители – это такие же всемогущие существа. Остается только восхититься смелостью непослушных малышей – тех, кто бросает этим всесильным великанам вызов!

Дети в возрасте от 1 до 3 лет зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Находясь рядом с родителями, ребенок чувствует себя в психологической безопасности. Родители реализуют все его базовые потребности. Конечно чаше эмоциональная привязанность бывает к маме. Взрослый — это носитель знаний и образцов человеческих действий с предметами, с его помощью малыш познает предметное окружение.

Сверстники.

По мере взросления, в раннем возрасте ребенок начинает все ярче проявлять интерес к своим сверстникам. К двум годам между детьми возникает взаимодействие, которое можно назвать общением.

Общение между детьми третьего года жизни имеет свои особенности: в сверстнике ребенок видит словно свое отражение, общение крайне интуитивно и очень зависит от конкретной обстановки.

До 2-2,5 лет ребенок часто воспринимает других детей как неодушевленные предметы. Все его общение со сверстниками основано на принципе «действие-результат». Именно поэтому, дергая других детей за волосы, они не понимают, что поступают плохо. Ребенку интересно увидеть результат своего действия (в данном случае — визг, плач). После ребенок понимает, что вокруг такие же дети, а не большие кричащие куклы. Он начинает сравнивать себя со сверстниками и делать собственные выводы. Ребенку важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу взрослого, если что он что-то умеет делать лучше других.

Для детей 2-3,5 лет потребность в действиях с предметами оказывается важней, чем общение с другими детьми. Так, к примеру, привлекательная игрушка может быстро отвлечь внимание и разрушить дружную игру малышей. Борьба за привлекательный предмет — отличительная особенность данной возрастной группы.  

Совместная игра малышей строится на демонстрации друг другу своих умений, а также подражании действиям сверстника, а также: малыши падают, кувыркаются, кричат, прыгают друг перед другом, как обезьянки, хохочут, внимательно наблюдая за реакцией на свое поведение партнера. Взаимодействуя таким образом друг с другом, малыши учатся подражанию, развивая в себе новые умения и яркие положительные эмоции. Дети с огромной радостью и восторгом отражают, как в зеркале действия друг друга.

ВОСПИТАТЕЛЬ

В детском саду ребенок попадает в новые условия: другая обстановка со своим распорядком, незнакомые дети и непохожие на «своих» домашних, чужие взрослые. Со всем этим нужно познакомиться, научиться доверять. Приспособление происходит у каждого индивидуально, общее лишь то, что в первые недели или месяцы во время посещения дошкольного учреждения ребенок испытывает весьма ощутимое стрессовое влияние.

Ребенок не понимает, почему ему нужно ходить в детский сад, когда можно остаться дома, и рассказы о том, что взрослые «должны уйти на работу», его нисколько не удовлетворяют. Он пока еще не в состоянии разобраться во всех сложностях нашего взрослого мира с его понятиями о долге и необходимости. Поэтому он активно протестует против такого жизненного поворота, включая слезы, крики.

Отметим также, что ребенок еще не ориентируется в событийной перспективе, поскольку живет «здесь и сейчас». Для него мысль о том, что он находится в садике временно, что его привели сюда не на совсем и позже заберут домой не является сразу очевидной. Должно пройти немало ежедневных повторений одной и той же ситуации, прежде чем ребенок утвердится, уверится в понимании того, что в определенное время его непременно забирают и отводят домой близкие люди.

Есть и еще одна важная психологическая особенность, о которой мы – взрослые – редко задумываемся: чем старше становится ребенок и чем лучше он осознает окружающую действительность, тем лучше понимает ее несовершенство и тем более выпуклым становится для него весь «трагизм» ситуации расставания с родителями, домом. Поэтому то, что еще не в полной мере осознается 2-леткой и потому проходит менее болезненно, ребенком более старшего возраста может восприниматься уже как полноценная жизненная драма. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Говоря о взаимоотношениях со взрослыми хочется сказать об эмоциональном развитии ребенка. Внешние проявления эмоций и чувств тоже воспринимаются детьми как свидетельство того, что на самом деле переживает человек. Ребенку практически невозможно объяснить, что кто-то из окружающих может быть на самом деле расстроен или напуган, хотя при этом «из вежливости» улыбается. Раз кто-то улыбается, значит, ему весело! Кто выглядит счастливым, тот и действительно счастлив. А если улыбки нет, значит, человек недоволен, сколько бы он ни заявлял, что он рад тебя видеть. Дети дошкольного возраста в этом плане сами полностью открыты, они еще не могут скрывать свои искренние чувства или демонстрировать те, что на самом деле не испытывают. И в других людях они не предполагают такую возможность, веря тому, что видят. А если наблюдаемое вступает в противоречие с тем, что говорится – доверяют не словам, а глазам. Если же противоречий слишком много, то настораживаются и, как правило, не стесняясь выражают это – дескать, «Плохая тетя!»

Именно с этим связано то, что маленькие дети очень тонко чувствуют любую неискренность, и в этом плане обмануть их практически невозможно. 

Окружающая действительность

А как ребенок осмысливает окружающую действительность, чем еще его картина отличается от «взрослой» помимо того, что он смотрит на мир снизу-вверх?

В первые два года жизни большинство схем, посредством которых ребенок воспринимает и осмысливает окружающую действительность, основаны на действиях. В этом возрасте дети познают окружающие их предметы посредством того, какие действия (в буквальном, физическом смысле!) могут с ними совершить и что за ощущения у них в результате возникнут. По-научному такая стадия развития называется сенсомоторная (sense – ощущение, motion – движение).

Маленький ребенок существует в мире вещей и предметов, своеобразном «силовом поле», образуемом ими. Большинство предметов, попавших в поле зрения, буквально притягивают к себе, заставляют потрогать их, взять в руки, попробовать на вкус и поисследовать другими доступными способами. Шарик нужно покатать, коробочку – открыть и закрыть, любой предмет, издающий звук при встряхивании, – трясти вновь и вновь. Такие действия иногда повторяются по много раз подряд и с позиции взрослых кажутся бессмысленными. Вспомните сюжет из мультфильма про Винни-Пуха, где ослик Иа-Иа несколько раз подряд опускает лопнувший воздушный шарик в горшочек из-под меда и вновь достает его, повторяя: «Входит – и выходит! Замечательно выходит». Это так называемые «циркулярные реакции» – многократно повторяемые действия, направленные на тренировку того или иного способа взаимодействия с предметом.

Кстати, если малыш совершает какие-то деструктивные действия, ломает попавшие ему в руки предметы – это тоже не проявление «дурного характера» или агрессии, а просто способ познания мира. Ребенка тянет попробовать любой предмет на прочность, а также изучить, как он устроен изнутри. И если он отрывает кукле голову – то это не потому, что растет садистом, а просто потому, что ему любопытно, что же там внутри. В первую очередь, кстати, такими «жертвами» становятся любимые игрушки малыша, именно те, которые вызывают у него самые яркие положительные эмоции

Восприятие малыша неразрывно связано с действиями. Ребенок по своей природе очень подвижен, активен, однако направление его активности задается теми вещами, которые он непосредственно воспринимает в данный момент. А за любым восприятием непременно следует действие: ребенок в возрасте 2–3 лет вслед за восприятием чего-либо непременно стремится совершить то или иное движение. Он не может, как младенец или ребенок более старшего возраста, просто следить глазами за происходящим, оставаясь неподвижным, – такая ситуация чужда его природе.

Каждая вещь «заряжена» для ребенка определенной силой: притягательной или, реже, отталкивающей. Она провоцирует его на те или иные действия. И чаще всего эти действия направлены на чувственное исследование данной вещи, ее познание путем активного физического взаимодействия с ней. Собственно, в этом «поле» маленький человек и действует, его еще не интересует то, что лежит вне данной конкретной ситуации.

Интеллектуальное развитие ребенка в возрасте 2–3 лет – это, в первую очередь, освоение способов действий с предметами, что возможно только при помощи взрослых.

Ребенок воспринимает мир как живой, одушевленный, он приписывает предметам человеческие качества и переживания. Эта особенность детского мировосприятия носит название «анимизм». В первую очередь, он, разумеется, приписывает предметам то, что переживает в данный момент сам. Если девочка говорит, к примеру, что ее кукла разозлилась, – скорее всего, сердится она сама. А раз окружающие предметы для ребенка живые – значит, с одной стороны, с ними можно договориться (в приведенном примере, скажем, поговорить о том, что разозлило куклу и как ее успокоить).              Роль взрослого очень велика. Но не всякий взрослый сможет оказать нужное воздействие на ребенка. Ребенок будет учиться только у того взрослого, которому он доверяет, с кем он будет полноценным участником взаимодействия.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"