Что необходимо знать родителям о возрастных особенностях детей раннего возраста (от 1,5 до 2-х лет)

Форсеева И.В., педагог-психолог МБДОУ детского сада № 2 комбинированного вида  Богородского городского округа Московской области 

       В этот период происходят важные процессы, которые в будущем помогут малышу осваивать большой объем знаний, выстраивать отношения с другими людьми, воспринимать собственную личность.

       Развивающиеся психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь) находятся в стадии становления, эмоциональное состояние и поведение легко нарушаются. Этот процесс развития происходит скачкообразно, неравномерно.

       Дети раннего возраста очень восприимчивы к эмоциональным состояниям окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начинает радостно скакать по группе то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявление положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.        Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене. Дети второго года жизни очень возбудимы, трудно приспосабливаются к изменению условий жизни.   

       Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов;   продолжается его сенсорное развитие.

       Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Например, когда ребенку говорят: «Пойдем гулять», он начинает искать одежду, обувь для прогулок.

       Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу.

       Второй год жизни – это период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому общению, когда речевое общение протекает очень интенсивно.

      Развитие речи на 2-ом году жизни проходит следующие этапы: первый: от 1 года до 1 года 6 месяцев – это развитие понимания речи, второй: от 1 года 6 месяцев до 2 лет – быстрое увеличение словаря и пользование активной речью. В 1 год 6 месяцев – 30 слов, в 2 года – 300 слов.

       Значительно обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Начинает развиваться подражательная игра. Ребенок начинает «читать» газету, «причесываться», «наряжаться» и т. д. При некотором руководстве     взрослых ребенок проявляет    интерес к действиям других     детей, эмоционально  общается с ними.

       У ребенка в этом возрасте повышен интерес ко всему яркому, движущемуся, но внимание еще не устойчиво, он легко отвлекается и находится как бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч – играет с мячом, заметил куклу – бросил мяч, взял куклу.

       По-прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков.

         Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима дня.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"