Дидактическая логопедическая игрушка «Пёс- Барбос»

Цель: правильное выполнение артикуляционной гимнастики через показ положений органов артикуляционного аппарата с помощью мягкой игрушки.

Нередко учителя-логопеды рекомендуют родителям закрепить артикуляционную гимнастику в домашних условиях. Для того чтобы провести артикуляционную гимнастику весело и интересно предложите ребенку занимательного персонажа – мягкую игрушку «Пёс -Барбос».

У такой игрушки обязательно должен быть отдельный элемент – язычок, который можно надеть на руку взрослого или ребенка. Во время проведения артикуляционной гимнастики Пес-Барбос «предлагает» выполнить вместе с ним упражнение, найти правильное положение языка.

Ребёнок это делает вместе с родителем, двигает, выгибает, вытягивает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке пёсика. Использование пособия в качестве сюрпризного игрового момента «Знакомство с органами речи». Ребёнок может надеть песика или отдельно язычок на правую руку, левой рукой открыть, закрыть рот пёсика; потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Если звук поставлен и учитель-логопед задает задание закрепить звук изолированно, и вдруг ребенок забывает как звук произносится, то ребёнок с помощью мамымоделирует песику язык нужной формы. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: ребенок пальцами придает языку пёсика формучашечки, лопаточки, поднимает — опускает язык (работают пальцы рук).

Приведем пример, как же родитель выполняет с ребенком артикуляционную гимнастику с такой игрушкой.

Родитель. Нравиться тебе Пес-Барбос? Оставим его в нашей игре? Ты запомнил его имя? Выполним гимнастику вместе с игрушкой.

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)
*Для губ:
«Улыбка» — удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
«Хоботок»— вытягивание сомкнутых губ вперед.
«Улыбка» — «Хоботок» (чередование).

*Для языка:
«Лопаточка» — рот раскрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка» — рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Грибок» — рот открыт, язык присасывается к нёбу.
«Лошадка» — язык присасывается к нёбу; щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Маляр» — рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«Индюк» — рот приоткрыт, проводим широким передним краем языка по верхней губе вперед – назад; добавляем голос: «бл-л-л».
«Пулемет» — напряженным кончиком языка стучим в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».

Родитель. Какое сейчас время года? (Осень)

Назови признаки осени. (Ребенок называет признаки осени)
А сейчас Песик загадает тебе загадки. Отгадай.
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно.
В дом укрыться мы спешим,
Будет он стучать в окно.
И по крышам тук да тук,
Нет, не пустим, милый друг.
(Дождь)

Из почек появляются,
Весною распускаются,
Осенью увядают –
И все опадают.
(Листья)

Уточнение артикуляции звука Р

Родитель. Песик не знает, как у него получится, но захотел показать свой голос. Давай вместе порычим! Как рычит собака? Тигр? Как заводится мотор у машины?

Ребенок рассказывает и демонстрирует положение языка при произнесении звука Р. Он вызывает вибрацию кончика языка, действуя указательным пальцем правой руки. Язык в это время в форме «чашечки». Показывает вибрацию своего языка и языка «Песика – Барбосика».

Хожайнова Алина Валентиновна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида», г.о. Электросталь Московской обл.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"