Важно знать: развитие ребенка первого года жизни

МБДОУ №2 «Сказка» г.о. Краснознаменск Московской области
Учитель –дефектолог высшей квалификационной категории Мерзлякова Т.В.

К мудрецу пришла женщина и спросила: «Мудрец, как мне воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос мудрым?» Мудрец спросил: «А когда родился твой ребенок?» «Вчера» — ответила женщина. «К сожалению, ты опоздала на 9 месяцев» — огорчился мудрец.

Старая притча.

В семье появился ребенок. Родители с умилением наблюдают, как растет и развивается их малыш. Радуются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным словам. С рождением ребенка у родителей возникает много вопросов и один из них — надо ли обучать чему-то малыша? Когда и как это делать?

Научно доказано, что в первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики – активизация мозговой деятельности ребенка.

Интеллект – это очень сложное формирование. Его уровень имеет прямую зависимость как от генетических, так и от средовых факторов, т.е. на уровень интеллекта влияет и наследственность, и среда, которая окружает ребенка. Путём многочисленных исследований было доказано, что люди с большим количеством общих генов имеют наиболее схожие показатели интеллекта. Выходит, что чем выше интеллект родителей, тем выше он у ребенка? Оказывается, нет. Ребенок рождается с интеллектуальным потенциалом, который обусловлен наследственностью, этот потенциал может быть, как повышен, так и снижен, под влиянием внешней среды.

Начиная с момента зачатия и до 3 лет, ребенок проделывает 50% пути в развитии своего интеллекта – вот почему так важно начать развитие ребенка как можно раньше. Успешность развития умственных способностей зависит от очень многих факторов – это настроение и здоровье матери во время беременности, влияние вредных факторов на мать и плод, питание, психологический климат, окружающий беременную женщину и ребенка, и конечно же, то внимание, которое уделяют родители развитию своего малыша.

Негативно на развитии интеллекта сказываются следующие факторы:

  • употребление алкоголя во время беременности;
  • неполноценное питание женщины во время беременности, нехватка аминокислот и белков;
  • недостаток йода в организме беременной;
  • стрессы и нервное напряжение беременной;
  • неполноценное питание ребенка, недоедание;
  • воздействие на малыша токсических веществ, таких как свинец (краски, штукатурки).

Первый год жизни малыша чрезвычайно важен, так как закладывает предпосылки дальнейшего развития интеллекта, а развить его можно на 20% от врожденных задатков. Гармоничное развитие ребенка в первый год жизни закладывает в нем психологическое здоровье. Иными словами, чем больше родители потратили времени на малыша в первый год его жизни, тем больший результат будет получен в дальнейшем. Не жалейте времени для своего малыша, но и не перегружайте его.

Как выяснили ученые, любой ребенок рождается с огромным потенциалом: у новорожденного на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области (отвечающие за информацию, поступающую от органов чувств) и оба полушария связаны друг с другом. Это означает, что, когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают, его органы чувств действуют как единое целое. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочиться, исчезают, и большая часть нервных клеток, оставшихся без связей с другими нейронами, отмирает. Именно поэтому настолько важно, как можно раньше начать развивать ребенка.

Но так ли необходимо активно развивать связи между нервными окончаниями? Дело в том, что мозг маленького человечка содержит триллион клеток, из которых 100 млрд представлены соединенными в сети нейронами – фундаментом для развития интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти. Усиленное развитие мозга происходит первые шесть лет жизни, и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно этими годами.

Для полноценной жизни ребенка очень важно развивать все органы чувств. Происходит это при воздействии на них разнообразных стимулов. В природе все закономерно и последовательно: сначала развиваются одни отделы мозга, которые затем стимулируют дальнейшее развитие других. Разные периоды в жизни младенца непосредственно связаны с поэтапным формированием отделов головного мозга. Каждый такой этап занимает некоторое время, более или менее одинаковое у всех детей.

Мозг маленького непоседы снабжен системой «предохранителей»: в ситуации эмоциональной или информационной перегрузки он просто «отключается» – так срабатывает инстинкт самосохранения, который большинство из нас, к сожалению, с возрастом утрачивает. Если малыш начинает капризничать, отвлекаться, зевать, проявлять признаки нетерпения – это верный признак того, что пора отдыхать.

Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир и удовлетворять врожденный исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие – заинтересованность самого ребенка.

Желание учиться, узнавать что-то новое необходимо маленькому человечку как воздух. Это его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересующую его информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? Вопрос «Зачем ему это нужно в принципе?» отпадает сам собой.

Не перегружайте ребенка, гонясь за результатами! Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша. Главная задача раннего развития – здоровое, гармоничное и счастливое детство.

Всегда хвалите ребенка (за интерес, за старание и т.п.), даже если у него что-то не получается с первого раза.

Речь ребенка начинает развиваться еще до рождения. Находясь в утробе матери, он слышит ее голос и получает информацию об особенностях родного «материнского» языка.

Ниже мы приводим таблицу со среднестатистическими данными о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития.  Советуем родителям в дневнике развития малыша отметить момент появления гуления, лепета, первых слов, фразы.

ВозрастВозрастные характеристики доречевого периода
2 месяцаПервые звуки. Интонирует крики (можно различать крики удовольствия и неудовольствия).
до 3-3,5 месяцевОтветные звуки. Активно реагирует на зрительные и слуховые раздражители, стабилизируется улыбка, появляется смех. Начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого - комплекс оживления.
3-4 месяцаГуление (кряхтение, визг, произношение отдельных гласных звуков, слогов, ребенок как будто играет с ними). Начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери или близкого человека.
5-6 месяцевПериод молчания (может отсутствовать). Ребенок может сочетать гласные с согласными, образует цепочки слов, типа «ба-ба-ба», «да-да-да», «га-га-га» - появляется лепет
6-8 месяцевРазнообразные звуки, лепет. Лепет не является собственно речью, он не зависит от «научения», а является показателем созревания малыша. Овладевает элементарным пониманием речи, основанным на различении только ее ритмико-интонационного состава. Понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают.
8-12 месяцевЛепет становится богаче и разнообразнее. Отраженный лепет-повторение за взрослым и самолепет - собственная речевая активность. После появления первых настоящих слов лепет постепенно затухает. Первые слова (слова состоят из двух-трех открытых слогов: ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.). Начинает выполнять простые словесные инструкции, дополненные жестами
10-11 месяцевПонимание речи, основанное на восприятии звукового состава слов, возрастает стремление контактировать со взрослыми.
1 год Начинает овладевать элементами социально-бытовых навыков – проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и т. д. В эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами: «На, дай, там, мама, папа, бах, ав-ав, би-би и т. д. Активный словарь от 2-3-х слов до 15-20.

Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка.

   К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные, а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для дальнейшего развитии.

Важно знать!  Если указанные формы не появляются в определенный период, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

И так, что нужно для обучения и развития ребенка?

Для того чтобы развивать и стимулировать интеллектуальное, психическое и физическое развитие вашего малыша, не нужны дорогие приспособления и дорогие игрушки. Важно, чтобы прежде всего установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Чуткая мать может влиять не только на поведение своего ребенка, но и на весь процесс познания, так как понимает своего малыша и чувствует, что необходимо для его развития. Уже через 7 минут после рождения младенец предпочитает лицо матери каким-либо другим объектам, попадающим в поле его зрения. Как можно чаще общайтесь с ребенком «глаза в глаза», это поможет ему наладить непосредственную связь с вами и даст хороший старт для его развития.

В процессе повседневного ухода за ребенком следует обучать его комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Малыш с самого рождения готов к познанию: все то, что он чувствует, видит и слышит, систематизируется и накапливается в его памяти. Накопление чувственного опыта необходимо сочетать с развитием моторной активности. Ваша задача – создать условия для наиболее полной реализации его стремления к познанию и развитию.

Литература.

  1. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? — М.: Айрис Пресс 2004.
  2. Давидович Л. Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? — М.: «Издательство ГНОМ иД».
  3. Жукова О.С. Как вырастить умного ребенка. — Санкт-Петербург. Издательский Дом «Нева» 2003г.
  4. Максаков А. И.  Правильно ли говорит ваш малыш. — М.: «Просвещение» 1988г.
  5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"