Лэпбук в семейном воспитании и образовании детей- дошкольников.

Автор статьи:
Антонова С.А., учитель-логопед МДОУ д/с №9 «Космос»
г.Люберцы Московской области

В наше время можно встретить детей-акселератов, но чаще встречаются дети с замедленным темпов физического и интеллектуального развития, недоразвитостью эмоций. Этот процесс называется децелерация. Страдает и познавательно- речевое развитие, и моторное.

Современный мир не стоит на месте, увлекая детей в мир гаджетов, электронных игр. Но содержательную книгу, красиво иллюстрированную, ничем не заменить. Она по- прежнму интереса детям. Дошкольникам логопедической группы, в которой я работаю, очень нравится рисовать рисунки к разным произведениям, придумывая  новые сюжеты.А помогает нам в работе новая книга- лэпбук, которую мы вместе с детьми делаем, потом изучаем, затем готовим задания по ней родителям.

Что же такое лэпбук?

В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.

Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр. Лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно. К изготовлению лэпбука можно привлекать и детей.

 В работе использую 7 лэпбуков на разные темы: по сказкам, по ознакомлению детей с русским языком, лэпбук для выполнния артикуляционной гимнастики, сезонные — осень, весна, лето; к празднику Великой Победы.

Использовать такую книгу- раскладушку можно по- разному: играть с родителями, в семейном кругу с детьми, в дороге….

Я расскажу, какие лэпбуки могут стать незаменимыми в играх с детьми дома. Главное- что все детали мобильные: их можно доставать, перемещать, кармашки растёгивать и застёгивать, много интересных декоративных элементов- прищепки, шнурочки, магнитики и, конечно же, любимые для детей лабиринты.Приглашаю вас стать автором своей книги.работе помог сайт маам.ру, который предлагал картинки для скачивания.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна»

Лэпбук «Волшебная страна»-настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Комплект карманов-домиков превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития. Этот лэпбук можно использовать для диагностики детей с ТНР.

Игра по развитию речи «Противоположности» (антонимы).Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений;

Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?» Цель: формировать у детей представления о притяжятельных прилагательных и правилах их применения в речи. Ход игры: Дети находят часть картинки и определяют, к какой картине данная часть относится, отвечая на вопросы «Чья? Чей? Чье? Чьи?»;

Игра «Из чего приготовлено?» Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования. Ход игры: Дети подбирают к изображениям продуктов карточки с изображением приготовленных из этих продуктов блюд: капуста — капустный пирог, морковь — морковный сок.

Игра «Какой, какая?» Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов. Ход игры: Дети называют животных, изображенных на картинках и выделяют признаки посредством описания животных, отвечая на вопросы «Какой, какая?»;

Игра «Назови ласково».Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Дети назывют животное ласково: заяц — зайчонок, волк — волчонок;

Игра «Где?»Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов. Ход игры: Дети составляют небольшие рассказы по картинке, используя предлоги в, на, за, под, перед, около, позади, впереди;

Игра «Что делает?» Цель: научить детей образованию глаголов с -тся, -ться. Ход игры: Дети определяют по картинке схожие действия и называют глаголы, отвечая на вопрос, что делает ребенок на картинке?: причесывает — причесывается, катает- катается;

Игра «Один, два, много».Цель: научить определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов. Ход игры: Дети рассказывают, сколько цветов изображено на картинке: одна гвоздика, два тюльпана, много ромашек.

Задания:

  1. найди часть картинки и положить на общую, назвать плавник, хвост, голову (акулий плавник, хвост осьминога, голова медузы),
  2. назови двумя словами картинку (зелёная, пучеглазая),
  3. назови слово- действие,
  4. рассмотри книжку- малышку и назови самого маленького героя сказки.

                           Лэпбук «В гостях у сказки»:

1.назови героев сказки, кто лишний, как называется сказка?

2 в какой сказке встречается сестрица и братец? Крути колесо и назови сказку;

3. расскажи сказку, используя схему;

4. разложи картинки и расскажи сказку.

                          Лэпбук «Кафе- кондитерская»

Цель: активизация словарного запаса, лексико- грамматического строя речи, связной речи.

Задачи:

  • Играем в сюжетно-ролевую игру «Кафе»
  • Изучаем профессии: официант, продавец, кулинар, кондитер, продавец.
  • Учимся считать

Цель: активизация словаря прилагательных (апельсиновый, ананасовый), слов- антонимов (сладкий- кислый, холодный- горячий), предметного словаря ( кондитер, пекарь, повар; чизкейк, пирожное капкейк)

Задание:

1. назови фрукты, соки из фруктов,

2. закажи официанту напиток;

3. попроси пекаря приготовить для мамы десерт;

4. назови профессию человека, который печёт пирожное, готовит еду, подаёт еду, напитки в кафе.

Итак, дорогие коллеги, наши занятия можно сделать яркими и незабываемыми, если разнообразить их такими увлекательными лэпбуками.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"