Речевые игры с пальчиками. Советы психолога

педагог-психолог, МБОУ «Центр образования «Богородский»

г. Ногинск

Форсеева Ирина Викторовна

Особого внимания со стороны взрослых требуют дети с нарушениями речи. Эти дети, часто моторно неловки, у них плохо развита координация движений, наблюдается негативизм. В связи с этим педагогам и родителям необходимо объединить усилия для облегчения эмоционального комфорта ребенка, развития подражательной речевой деятельности, расширения объема и понимания речи. Учитывая благотворное влияние движений пальцев рук на развитие речи и других психических процессов, в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями необходимо широко использовать разнообразные игры и упражнения на формирование тонких движений рук пальчиковые игры. Игры должны подбираться с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения. Приведем примеры некоторых игр, которые можно использовать в работе с детьми.

***

Мишка по лесу ходил, (Шлепают ладошки по коленкам)

Звонки песни выводил:

Тру-ту-ту! Тру- ту-ту! (Имитируют игру на дудочке)

Всем я лапотки сплету

Себе – большие, (Загибают поочередно пальчики на левой руке)

Жене – меньшие,

Сыну – с носочком,

Дочке – с цветочком,

А соседу – заиньке Сплету лапти маленькие.

***

В ряд колясочки стоят, (Разводят руки в стороны)

Куколки в них крепко спят, (Ладошки «спят» под щечкой)

Девочки всем мальчикам (Грозят указательным пальчиком правой руки)

Пальчиком грозят:

Тише, тише, не шумите! Наших дочек не будите!

***

Каша в поле росла

К нам в тарелку пришла.

Всех гостей угостим,

По тарелке дадим.

Птичке невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке – Всем дадим по ложке!

***

Раз-два-три-четыре-пять (Сжимать и разжимать кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы, (Загибать поочередно пальцы: большой,)

Листья рябины, (указательный)

Листья тополя, (средний)

Листья осины, (безымянный)

Листики дуба, (мизинец)

Мы соберем (Сжимать и разжимать кулачки)

Маме осенний букет отнесем

Песню осеннюю Маме споем! (Вытягивать ладошки вперед)

***

(Поочередное соединение всех пальцев с большими пальцами. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим пальцем в следующем порядке: 2,3,4,5,5,4,3,2. Затем смена рук.)

Ищет птичка и в траве

И на ветках и в листве,

И среди больших лугов:

Мух, червей, слепней, жуков.

***

(Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги. Правая рука, начиная с мизинца, левая  с большого пальца.)

Тянут, тянут

Бабка с Дедкой

Из земли

Большую репку:

«вот пришла бы

Наша внучка,

Помогла б

Собачка жучка.

Где же кошка?

Мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка!

В работе с детьми с нарушениями речи часто возникает необходимость придать пальчиковым играм специфическую направленность на то, чтобы ребенок запоминал и использовал слова, редко употребляемые в обиходе, овладевал обобщающими понятиями и их лексическим содержанием, сложными словами.

Овощи

У девочки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой!)

Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец)

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал – (Поднимают зажатые кулачки вверх)

Десять пальчиков зажал

Насекомые

Дружно пальчики считаем – (Сжимают и разжимают пальцы)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это жук с зеленым брюхом

Это  кто же тут звенит? (Вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит

Прячетесь! (Прячут руки за спину)

Ягоды

Ягоды – это крыжовник, (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке)

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник

Смородина и земляника

Запомнил ягоды я, наконец. (Приподнимают плечи, удивляются)

Что это значит?

Я молодец! (Большой палец втягивают вперед)

Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному  развитию и закреплению полезных качеств, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и реализации мышечных усилий с функциями различных  анализаторов организма ребенка. Мелодии должны подбираться с учетом возраста детей, должны быть несложными и легко запоминаться. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепьяно, так и на металлофоне, ксилофоне, включая в музыкальное сопровождение звучанием шумовых инструментов. Тексты для игр должны быть простыми — короткие стихотворения, русские народные песенки, считалки, небольшие сказки.

Список литературы

    1. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция координации движений и речи/ сост. Гуськова А.А. – Волгоград,  2017. – 188с.

2. Гончарова В.А., Колосова Т.А. Моторные сказки для самых маленьких. – СПб, 2015. – 128 с.

3. Вершинина С.Е.,  Деркунская В.А. Технология организаций интегративной деятельности старших дошкольников. – М., 2016. – 164с.

4. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2015г. – 168с.

5. Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательный способностей детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д., 2015. – 122с.

6. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет // Логопед, 2016 г.- № 1 – 65 с.

7. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения/ авт.сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград, 2016. – 2004с.

8. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.,2015. – 84с.

9. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.,2015. – 96с. 10. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М., 2016. – 144с.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"