педагог-психолог, МБОУ «Центр образования «Богородский»
г. Ногинск
Форсеева Ирина Викторовна
Особого внимания со стороны взрослых требуют дети с нарушениями речи. Эти дети, часто моторно неловки, у них плохо развита координация движений, наблюдается негативизм. В связи с этим педагогам и родителям необходимо объединить усилия для облегчения эмоционального комфорта ребенка, развития подражательной речевой деятельности, расширения объема и понимания речи. Учитывая благотворное влияние движений пальцев рук на развитие речи и других психических процессов, в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями необходимо широко использовать разнообразные игры и упражнения на формирование тонких движений рук — пальчиковые игры. Игры должны подбираться с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения. Приведем примеры некоторых игр, которые можно использовать в работе с детьми.
***
Мишка по лесу ходил, (Шлепают ладошки по коленкам)
Звонки песни выводил:
Тру-ту-ту! Тру- ту-ту! (Имитируют игру на дудочке)
Всем я лапотки сплету
Себе – большие, (Загибают поочередно пальчики на левой руке)
Жене – меньшие,
Сыну – с носочком,
Дочке – с цветочком,
А соседу – заиньке Сплету лапти маленькие.
***
В ряд колясочки стоят, (Разводят руки в стороны)
Куколки в них крепко спят, (Ладошки «спят» под щечкой)
Девочки всем мальчикам (Грозят указательным пальчиком правой руки)
Пальчиком грозят:
Тише, тише, не шумите! Наших дочек не будите!
***
Каша в поле росла
К нам в тарелку пришла.
Всех гостей угостим,
По тарелке дадим.
Птичке невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке – Всем дадим по ложке!
***
Раз-два-три-четыре-пять (Сжимать и разжимать кулачки)
Будем листья собирать.
Листья березы, (Загибать поочередно пальцы: большой,)
Листья рябины, (указательный)
Листья тополя, (средний)
Листья осины, (безымянный)
Листики дуба, (мизинец)
Мы соберем (Сжимать и разжимать кулачки)
Маме осенний букет отнесем
Песню осеннюю Маме споем! (Вытягивать ладошки вперед)
***
(Поочередное соединение всех пальцев с большими пальцами. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим пальцем в следующем порядке: 2,3,4,5,5,4,3,2. Затем смена рук.)
Ищет птичка и в траве
И на ветках и в листве,
И среди больших лугов:
Мух, червей, слепней, жуков.
***
(Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги. Правая рука, начиная с мизинца, левая с большого пальца.)
Тянут, тянут
Бабка с Дедкой
Из земли
Большую репку:
«вот пришла бы
Наша внучка,
Помогла б
Собачка жучка.
Где же кошка?
Мышка – крошка?
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка!
В работе с детьми с нарушениями речи часто возникает необходимость придать пальчиковым играм специфическую направленность на то, чтобы ребенок запоминал и использовал слова, редко употребляемые в обиходе, овладевал обобщающими понятиями и их лексическим содержанием, сложными словами.
Овощи
У девочки Зиночки
Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой!)
Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец)
Мебель
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки)
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал – (Поднимают зажатые кулачки вверх)
Десять пальчиков зажал
Насекомые
Дружно пальчики считаем – (Сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это жук с зеленым брюхом
Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит
Прячетесь! (Прячут руки за спину)
Ягоды
Ягоды – это крыжовник, (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке)
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник
Смородина и земляника
Запомнил ягоды я, наконец. (Приподнимают плечи, удивляются)
Что это значит?
Я молодец! (Большой палец втягивают вперед)
Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и реализации мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка. Мелодии должны подбираться с учетом возраста детей, должны быть несложными и легко запоминаться. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепьяно, так и на металлофоне, ксилофоне, включая в музыкальное сопровождение звучанием шумовых инструментов. Тексты для игр должны быть простыми — короткие стихотворения, русские народные песенки, считалки, небольшие сказки.
Список литературы
1. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция координации движений и речи/ сост. Гуськова А.А. – Волгоград, 2017. – 188с.
2. Гончарова В.А., Колосова Т.А. Моторные сказки для самых маленьких. – СПб, 2015. – 128 с.
3. Вершинина С.Е., Деркунская В.А. Технология организаций интегративной деятельности старших дошкольников. – М., 2016. – 164с.
4. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2015г. – 168с.
5. Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательный способностей детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д., 2015. – 122с.
6. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет // Логопед, 2016 г.- № 1 – 65 с.
7. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения/ авт.сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград, 2016. – 2004с.
8. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.,2015. – 84с.
9. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.,2015. – 96с. 10. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М., 2016. – 144с.