Хожайнова Алина Валентиновна, учитель-логопед МОУ «Гимназия
№ 4», г. о. Электросталь Московской обл.
Новое пособие несомненно вызывает у детей интерес. А когда оно большое, красочное, располагающее к игровым действиям, то привлекает внимание детей вдвойне.
Представляем вашему вниманию, пособие «Дерево сезонов». Данное пособие, направлено на решение множества задач: эффективное запоминание времен года и их характерных признаков, закрепление знаний детей о живой и не живой природе, о животном и растительном мире.
Играя, с ним дошкольники:
- совершенствуют грамматический строй речи;
- пополняют словарный запас;
- развивают связную речь;
- закрепляют умения составлять небольшие предложения и рассказы по картине;
- автоматизируют звуки;
- развивают внимание, мышление, память;
- развивают познавательные и творческие способности;
- закрепляют представление о цвете, количестве, размере;
- развивают тактильное восприятие и мелкую моторику.
К методическим приёмам работы с пособием можно отнести: ознакомление с признакамивремён года, рассматривание, ситуативные беседы, составление рассказов, сказок, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов о птицах и животных, о деревьях, дидактические игры. Ручной труд по изготовлению составляющих пособия, замену и ремонт материала могут проводить сами дети под руководством родителей.
А вот такое веселое стихотворение «Чудо-дерево» вы можете прочитать своим детям, когда оно будет готово:
«В дивном садике у нас, мы вам скажем без прикрас:
«Чудо – дерево растёт!»
И для каждого сезона —
Свой подарок принесет.
Не сеяли, не сажали,
А только клеили, да вышивали.
Птички – невелички, снегири, синички.
Бабочки, жучки, фрукты, ягоды, цветы.
Все на дереве у нас появилось в тот же час!
Уникальность пособия заключается в том, что оно полностью безопасно и экологично. Используемый демонстрационный материал разнообразен. Эти плоскостные и объёмные фигурки знакомы детям и понятны, так же они привлекательны, вызывают интерес и желание играть с ними. Модели и изображения реалистичны, по возможности соответствуют реальному объекту (внешний вид, размер). Составляющие пособия эстетически оформлены, аккуратны и безопасны в использовании. Изготовленное деревце из натуральных материалов понравится любому дошкольнику. Детям будет интересно украшать крону деревца прищепками в соответствии с предложенным временем года. Оно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов, может служить фоном для показа мини – спектаклей. Оно содержательно – насыщенно (разные прищепки, изображающие птиц, животных, насекомых, листья, цветы, снежинки, фрукты и другое); трансформируемо (не закреплено к одному месту, может передвигаться); полифункционально, вариативно, доступно и безопасно в использовании. Есть возможность изменений и корректировки в зависимости от образовательной ситуации и задач, поставленными педагогом (периодическая сменность игрового материала в зависимости от интересов детей, дополнение другими дидактическими пособиями). Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала, позволяет закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы познавательной деятельности.
Приведем примеры игр, которые можно использовать работе с данным пособием.
«Цветные прищепки»
Оборудование: дерево с временем года «весна», прищепки цветные.
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Дети ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста.
Лиса
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Крокодил
В зоопарке воробей пообедал у зверей.
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
Гусь
Га-га-га, — гогочет гусь,
Я семьей своей горжусь!
Аист
Аист крылья расправляет,
Аист клювик раскрывает.
«Игры -драматизации по временам года»
Прищепки можно также успешно использовать в разыгрывании различных сценок. Двое дошкольников передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. В этой работе можно использовать следующие тексты.
Оборудование: прищепки цветные, «Дерево сезонов».
Ягодка
— Зачем ты прячешь, ягодка, головку под листок?
— А чтобы раньше времени сорвать никто не смог.
— Когда же ты созреешь, проказница лесная?
— Наверно, очень скоро, сама еще не знаю!
Как только станет красным округлый мой бочок,
Меня сорвут ребята и спрячут в туесок.
Березка
— Где ты взяла, березка, свой золотой наряд?
— Дала мне осень платье на праздничный парад.
— Где состоится праздник для фруктов и цветов?
— На солнечной поляне, у золотых прудов.
— На солнечной поляне, у золотых прудов.
Там листья в вальсе закружились
И тихо в воду опустились.
Зима
— Ты зачем, зима, пришла?
— Я вам снегу принесла.
— А зачем же снег нам нужен?
— Травку он укрыл от стужи.
— Реки ты покрыла льдом-
Тихо, холодно кругом.
— А на горке звонкий смех,
Щеки яркие у всех!
Весна
— Почему ты румяна, весна?
— Я растаявшим снегом умылась.
— Почему ты, весна, зелена?
— Я с травой молодой подружилась.
— Почему ты, весна, весела?
— Я с цветами кружусь в хороводе.
— Почему тебе рада река?
— Я сниму с нее лед в половодье.
Т.С. Перегудова
«Сосчитай»
Оборудование: прищепки с изображением снежинок, сторона дерева с временем года «Зима».
Детям сообщается, что начался снегопад. И все дети побежали домой, а варежки забыли на дереве. Нужно посчитать варежки и сказать сколько детей забыли варежки.
Пример. «Одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек, шесть варежек».
«Лево-право»
Оборудование: прищепки с пчелками, бабочками, сторона дерева с временем года «Лето».
Детям нужно разделить насекомых на левую и правую сторону. На левую сторону дерева посадить пчел, а на правую- бабочек.
Сколько слов?
Оборудование: коробка с прищепками (по 3—4 прищепки одного цвета и одна красная) и сторона дерева «Лето».
Вариант 1.
Ребенок сидит перед стороной дерева «Лето» и составляет предложение об этом времени года. Проговаривает его и прикрепляет на крону дерева прищепки по количеству слов в этом предложении.
Вариант 2.
Игра может быть использована для закрепления понятия «маленькое слово» (предлог). Так же, как и в первом варианте, ребенок определяет количество слов в названных или в самостоятельно составленных предложениях. Но, в отличие от прежнего варианта, данные предложения будут содержать предлог пространственного значения (на, в, из, под и т.п.), который ребенок на кроне дерева обозначит красной прищепкой.




