Навыки детей раннего возраста в условиях нормального психофизического развития

Дошкольники

педагог-психолог
дошкольного отделения МОУ СОШ №36 г.о. Подольск
Думенко Дарья

Первая группа раннего возраста (1-2 года)

Социально-коммуникативное развитие

  • одевается и раздевается в определённой последовательности с небольшой помощью взрослого
  • ест разнообразную еду
  • с частичной помощью взрослого съедает положенную порцию
  • пользуется ложкой, салфеткой
  • благодарит взрослого (как может) после приёма пищи
  • самостоятельно умывается и моет руки
  • с помощью взрослого убирает свои вещи
  • выполняет элементарные поручения (помочь убрать игрушки, присесть на стульчик, похлопать в ладошки и т.д.)
  • свободно ориентируется в группе (раздевалке, спальне), знает назначение этих помещений
  • помнит где его место за столом, в спальне, где его шкафчик

Познавательное развитие

  • доводит предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду и т.п.
  • переносят разученное игровое действие с одной игрушки (напр. кукла) на другие (мишка, зайчик и т.п.)
  • воспроизводит подряд 2-3 действия (напр. погулял с куклой, покормил её и уложил спать)
  • самостоятельно играет в группе из 2-3 детей, в разученные ранее при помощи взрослого игры (прятки, догонялки и т.п.)
  • соблюдает «дисциплину расстояния» играет и действует рядом с другими детьми не мешая им (не отбирает игрушки)
  • соблюдает «дисциплину расстояния»: не лезет в тарелку соседа, двигается на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шумит в спальне и т.п.)
  • помогает другим детям: приносит предмет необходимый для продолжения игры)
  • подражает взрослым (маме, воспитателю) (напр. один малыш пытается «накормить, причесать» другого)
  • пользуется знакомыми формами строительного материала (кирпичик и т.п.)

Речевое развитие

  • по слову взрослого находит и показывает на картинках игрушки, предметы одежды, посуды
  • понимает слова обозначающие части тела (руки, ноги, голова)
  • понимает слова обозначающие части лица (рот, глаза, нос, уши)
  • понимает слова обозначающие бытовые и игровые действия (умываться, гулять)
  • подражает звукосочетаниям и словам
  • отвечает на вопросы «Что это», «Что делает»
  • общается с помощью доступных речевых средств
  • понимает слова обозначающие цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый)
  • понимает слова обозначающие размер (большой, маленький)
  • понимает слова обозначающие состояние (чистый, грязный)
  • понимает слова обозначающие местонахождение предмета (здесь, там)
  • с помощью взрослого подбирает знакомые по цвету предметы
  • понимает предложения с предлогами в, на
  • заменяет звукоподражательные слова общеупотребительными ( вместо ав-ав – собака и т.п.)
  • составляет фразы из 2-3 слов
  • активный словарь состоит из 200-250 слов

Художественно-эстетическое развитие

  • слушает и понимает короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки
  • слушает хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения
  • радуется пению, движениям и игровым действиям под музыку
  • подпевает (как может) взрослому
  • различает на слух некоторые музыкальные инструменты (барабан, дудочка, флейта, гармошка)
  • показывает знакомые инструменты
  • ходит под музыку
  • показывает простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу и т.п.)

Физическое развитие

  • свободно передвигается на прогулке: взбирается на бугорки, ходит по траве, перешагивает через небольшие препятствия и т.п.)
  • в подвижных играх и на музыкальных занятиях делает боковые шаги, медленно кружится на месте
  • много лазает: взбирается на горку, на диванчики
  • пролезет через обруч, подлезает под скамейку, перелезает через бревно
  • катает и бросает мяч в паре со взрослым, правой и левой рукой на небольшом расстоянии
  • сидя на скамейке, поднимает руки вперед и опускает их, отведя за спину
  • в положении сидя поворачивает корпус вправо и влево с передачей предмета
  • в положении стоя наклоняется вперед и выпрямляется
  • приседает с поддержкой взрослого
  • положительно относится к подвижным играм
  • в простых подвижных и плясках, координирует свои движения и действия с другими детьми (участвующих не более 8-10 человек)

Вторая группа раннего возраста (2-3 года)

Социально-коммуникативное развитие

  • называет свое имя
  • называет свой возраст
  • доброжелательно относиться к сверстникам (проявляет заботу о товарище и т.п.)
  • узнает свой детский сад
  • находит свою группу
  • ориентируется в группе, на групповом участке
  • здоровается и прощается (по напоминанию взрослого)
  • излагает собственные просьбы
  • играет рядом с детьми, не мешая друг другу
  • выполняет с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой
  • самостоятельно пьет из чашки
  • правильно держит ложку
  • одевается и раздевается в определенном порядке
  • снимает одежду и обувь при небольшой помощи взрослого
  • совместно с взрослым и под его контролем расставляет хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывает ложки
  • после игры расставляет игрушки по местам
  • знаком с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их; не рвать растения и не брать их в рот и т.п.)
  • знаком с элементарными правилами безопасного поведения на дорогах
  • знаком с элементарными правилами о безопасности собственной жизнедеятельности (что может быть опасно, можно-нельзя и т.д.)

Познавательное развитие

  • использует в игре действия с предметами-заместителями
  • осуществляет выбор из 2-3 предметов по форме, величине, цвету
  • различает знакомые мелодии
  • исследует предметы окружающей среды (обводит руками части предмета, гладит их и т.д.)
  • называет свойства знакомых предметов
  • собирает пирамидку из 5-8 колец разной величины
  • составляет целое из 3 частей
  • сравнивает, соотносит, группирует предметы по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина)
  • различает количество предметов: много – один, один – много
  • различает предметы по размеры (большой – маленький)
  • различает предметы по форме (кубик, кирпичик, шар)
  • называет предметы ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель, транспортные средства)
  • интересуется природой и природными явлениями
  • различает по внешнему виду овощи и фрукты

Речевое развитие

  • составляет простые предложения
  • активный словарный запас составляет 1000-1500 слов
  • по словесной инструкции педагога находит предметы по названию, цвету, размеру
  • имитирует действия людей и животных (покажи, как поливают из леечки)
  • понимает речь взрослых, слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения
  • отвечает на простые вопросы (что, кто, что делает)
  • отвечает на более сложные вопросы (во что одет, что везет, кому, какой    , где, когда, куда)
  • называет знакомые предметы, показывает их по просьбе воспитателя
  • задаёт вопросы: кто (что) это, что делает
  • по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывает об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта
  • договаривает слова, фразы при чтении педагогом знакомых стихотворений
  • повторяет несложные фразы во время игр-инсценировок

Художественно-эстетическое развитие

  • обращает внимание на красоту окружающих предметов, объектов природы
  • знает что такое карандаши, фломастеры, краски, пластилин
  • знает что карандашами, фломастерам и красками рисуют
  • знает, что из пластилина лепят
  • радуется тому, что нарисовал самостоятельно (черточки, штрихи и т.п.)
  • различает цвета карандашей, фломастеров, правильно называет их
  • находиться в правильной позе при рисовании
  • лепит из пластилина палочки, колбаски, раскатывает комочки между ладонями, соединяет концы палочки
  • сооружает элементарные постройки по образцу
  • совместно с взрослым или самостоятельно конструирует
  • эмоционально реагирует на песни
  • подпевает фразы в песне
  • воспринимает и воспроизводит движения показываемые взрослым
  • начинает движение с началом музыки и заканчивает с окончанием музыки
  • выполняет плясовые движения
  • подражает движениям животных и птиц под музыку, по звучащее слово
  • проявляет самостоятельность в игре с персонажами-игрушками

Физическое развитие

  • учувствует в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке
  • самостоятельно моет руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирает лицо и руки личным полотенцем
  • с помощью взрослого приводит себя в порядок
  • сохраняет устойчивое положение тела
  • ходит и бегает не наталкиваясь на других детей
  • меняет направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога
  • катает и бросает мяч в паре со взрослым, правой и левой рукой на небольшом расстоянии
  • много лазает: взбирается на горку, на диванчики
  • пролезет через обруч, подлезает под скамейку, перелезает через бревно
  • прыгает на двух ногах на месте
  • прыгает на двух ногах с продвижением вперед
  • прыгает в длину с места, отталкиваясь двумя ногами
  • играет вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями — умеет передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики и т.п.)
Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"