педагог-психолог
дошкольного отделения МОУ СОШ №36 г.о. Подольск
Думенко Дарья
Первая группа раннего возраста (1-2 года)
Социально-коммуникативное развитие
- одевается и раздевается в определённой последовательности с небольшой помощью взрослого
- ест разнообразную еду
- с частичной помощью взрослого съедает положенную порцию
- пользуется ложкой, салфеткой
- благодарит взрослого (как может) после приёма пищи
- самостоятельно умывается и моет руки
- с помощью взрослого убирает свои вещи
- выполняет элементарные поручения (помочь убрать игрушки, присесть на стульчик, похлопать в ладошки и т.д.)
- свободно ориентируется в группе (раздевалке, спальне), знает назначение этих помещений
- помнит где его место за столом, в спальне, где его шкафчик
Познавательное развитие
- доводит предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду и т.п.
- переносят разученное игровое действие с одной игрушки (напр. кукла) на другие (мишка, зайчик и т.п.)
- воспроизводит подряд 2-3 действия (напр. погулял с куклой, покормил её и уложил спать)
- самостоятельно играет в группе из 2-3 детей, в разученные ранее при помощи взрослого игры (прятки, догонялки и т.п.)
- соблюдает «дисциплину расстояния» играет и действует рядом с другими детьми не мешая им (не отбирает игрушки)
- соблюдает «дисциплину расстояния»: не лезет в тарелку соседа, двигается на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шумит в спальне и т.п.)
- помогает другим детям: приносит предмет необходимый для продолжения игры)
- подражает взрослым (маме, воспитателю) (напр. один малыш пытается «накормить, причесать» другого)
- пользуется знакомыми формами строительного материала (кирпичик и т.п.)
Речевое развитие
- по слову взрослого находит и показывает на картинках игрушки, предметы одежды, посуды
- понимает слова обозначающие части тела (руки, ноги, голова)
- понимает слова обозначающие части лица (рот, глаза, нос, уши)
- понимает слова обозначающие бытовые и игровые действия (умываться, гулять)
- подражает звукосочетаниям и словам
- отвечает на вопросы «Что это», «Что делает»
- общается с помощью доступных речевых средств
- понимает слова обозначающие цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый)
- понимает слова обозначающие размер (большой, маленький)
- понимает слова обозначающие состояние (чистый, грязный)
- понимает слова обозначающие местонахождение предмета (здесь, там)
- с помощью взрослого подбирает знакомые по цвету предметы
- понимает предложения с предлогами в, на
- заменяет звукоподражательные слова общеупотребительными ( вместо ав-ав – собака и т.п.)
- составляет фразы из 2-3 слов
- активный словарь состоит из 200-250 слов
Художественно-эстетическое развитие
- слушает и понимает короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки
- слушает хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения
- радуется пению, движениям и игровым действиям под музыку
- подпевает (как может) взрослому
- различает на слух некоторые музыкальные инструменты (барабан, дудочка, флейта, гармошка)
- показывает знакомые инструменты
- ходит под музыку
- показывает простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу и т.п.)
Физическое развитие
- свободно передвигается на прогулке: взбирается на бугорки, ходит по траве, перешагивает через небольшие препятствия и т.п.)
- в подвижных играх и на музыкальных занятиях делает боковые шаги, медленно кружится на месте
- много лазает: взбирается на горку, на диванчики
- пролезет через обруч, подлезает под скамейку, перелезает через бревно
- катает и бросает мяч в паре со взрослым, правой и левой рукой на небольшом расстоянии
- сидя на скамейке, поднимает руки вперед и опускает их, отведя за спину
- в положении сидя поворачивает корпус вправо и влево с передачей предмета
- в положении стоя наклоняется вперед и выпрямляется
- приседает с поддержкой взрослого
- положительно относится к подвижным играм
- в простых подвижных и плясках, координирует свои движения и действия с другими детьми (участвующих не более 8-10 человек)
Вторая группа раннего возраста (2-3 года)
Социально-коммуникативное развитие
- называет свое имя
- называет свой возраст
- доброжелательно относиться к сверстникам (проявляет заботу о товарище и т.п.)
- узнает свой детский сад
- находит свою группу
- ориентируется в группе, на групповом участке
- здоровается и прощается (по напоминанию взрослого)
- излагает собственные просьбы
- играет рядом с детьми, не мешая друг другу
- выполняет с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой
- самостоятельно пьет из чашки
- правильно держит ложку
- одевается и раздевается в определенном порядке
- снимает одежду и обувь при небольшой помощи взрослого
- совместно с взрослым и под его контролем расставляет хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывает ложки
- после игры расставляет игрушки по местам
- знаком с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их; не рвать растения и не брать их в рот и т.п.)
- знаком с элементарными правилами безопасного поведения на дорогах
- знаком с элементарными правилами о безопасности собственной жизнедеятельности (что может быть опасно, можно-нельзя и т.д.)
Познавательное развитие
- использует в игре действия с предметами-заместителями
- осуществляет выбор из 2-3 предметов по форме, величине, цвету
- различает знакомые мелодии
- исследует предметы окружающей среды (обводит руками части предмета, гладит их и т.д.)
- называет свойства знакомых предметов
- собирает пирамидку из 5-8 колец разной величины
- составляет целое из 3 частей
- сравнивает, соотносит, группирует предметы по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина)
- различает количество предметов: много – один, один – много
- различает предметы по размеры (большой – маленький)
- различает предметы по форме (кубик, кирпичик, шар)
- называет предметы ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель, транспортные средства)
- интересуется природой и природными явлениями
- различает по внешнему виду овощи и фрукты
Речевое развитие
- составляет простые предложения
- активный словарный запас составляет 1000-1500 слов
- по словесной инструкции педагога находит предметы по названию, цвету, размеру
- имитирует действия людей и животных (покажи, как поливают из леечки)
- понимает речь взрослых, слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения
- отвечает на простые вопросы (что, кто, что делает)
- отвечает на более сложные вопросы (во что одет, что везет, кому, какой , где, когда, куда)
- называет знакомые предметы, показывает их по просьбе воспитателя
- задаёт вопросы: кто (что) это, что делает
- по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывает об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта
- договаривает слова, фразы при чтении педагогом знакомых стихотворений
- повторяет несложные фразы во время игр-инсценировок
Художественно-эстетическое развитие
- обращает внимание на красоту окружающих предметов, объектов природы
- знает что такое карандаши, фломастеры, краски, пластилин
- знает что карандашами, фломастерам и красками рисуют
- знает, что из пластилина лепят
- радуется тому, что нарисовал самостоятельно (черточки, штрихи и т.п.)
- различает цвета карандашей, фломастеров, правильно называет их
- находиться в правильной позе при рисовании
- лепит из пластилина палочки, колбаски, раскатывает комочки между ладонями, соединяет концы палочки
- сооружает элементарные постройки по образцу
- совместно с взрослым или самостоятельно конструирует
- эмоционально реагирует на песни
- подпевает фразы в песне
- воспринимает и воспроизводит движения показываемые взрослым
- начинает движение с началом музыки и заканчивает с окончанием музыки
- выполняет плясовые движения
- подражает движениям животных и птиц под музыку, по звучащее слово
- проявляет самостоятельность в игре с персонажами-игрушками
Физическое развитие
- учувствует в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке
- самостоятельно моет руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирает лицо и руки личным полотенцем
- с помощью взрослого приводит себя в порядок
- сохраняет устойчивое положение тела
- ходит и бегает не наталкиваясь на других детей
- меняет направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога
- катает и бросает мяч в паре со взрослым, правой и левой рукой на небольшом расстоянии
- много лазает: взбирается на горку, на диванчики
- пролезет через обруч, подлезает под скамейку, перелезает через бревно
- прыгает на двух ногах на месте
- прыгает на двух ногах с продвижением вперед
- прыгает в длину с места, отталкиваясь двумя ногами
- играет вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями — умеет передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики и т.п.)