педагог-психолог
МОУ «Гимназия № 9» г.о.Электросталь
Клепча Татьяна Алексеевна
Готовность к школе – это, прежде всего, зрелость ребенка. А зрелый ребенок должен владеть определенным уровнем мыслительных операций, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, контролировать свое поведение и проявлять волевые усилия для выполнения поставленных задач.
Если у ребенка проблемы с саморегуляцией – это может означать, что он психологически еще не готов к школе.
Уровень саморегуляции определяется по тому:
- насколько хорошо ребенок способен удерживать в памяти инструкцию, которую дает учитель, и выполнять ее;
- как ребенок контролирует свое мышление и поведение, может ли сосредоточиваться, не отвлекаться, выполнять инструкции учителя;
- способен ли переключаться между разными задачами, разными уроками.
Так как же развить в ребенке умение контролировать свои действия?
Позвольте детям играть
Дети, у которых больше свободы и которые чаще играют без присмотра взрослых, лучше обучаются, более креативны, сильнее чувствуют ответственность за свои действия.
Возложите на ребенка обязанности
Уборка, стирка, приготовление еды, уход за питомцем – посильные занятия, которые не только позволят ребенку чувствовать себя благополучным, но и родителям лучше узнать ребенка и пообщаться с ним.
Регулируйте нагрузку
Дети, живущие по графику взрослых «тренировка, затем рисование и бегом на подготовку к школе» лишаются такой важной вещи, как неструктурированная игра без участия взрослых. Они не имеют возможность поспорить с товарищами по играм, решить возникшие проблемы, контролировать собственные эмоции и реакции ради того, чтобы остаться в игре. А все эти навыки чрезвычайно важны как в школе, так и в жизни. За детей уже все решили взрослые.
Чередуйте тренировки с отдыхом
Для того, чтобы изученный материал хорошо закреплялся, ребенок не должен перетруждаться. Для этого чередуйте тренировки с отдыхом, а также переключайте ребенка на выполнение других занятий.
Иры для развития саморегуляции
Игра «Красный-зеленый» Вы говорите «Зеленый свет» и ребенок начинает бегать по комнате, изображая автомобиль. Как только вы произносите «Красный свет», ребенок должен замереть.
Игра «Найди по описанию». Игра заключается в том, что вы говорите ребенку, что в комнате находится что-то красное и круглое. И ребенок должен отыскать этот предмет.
Игры «Сортировка» отличный способ развить гибкость внимания и усилить сосредоточенность. Попросите ребенка сложить все игрушки в одну кучку. На следующем этапе, попросите сложить машинки в одну кучку, а фигурки роботов/кукол, в другую. Затем можно усложнить задачу, попросив разложить по цветам все игрушки, создав несколько кучек.
Игра «Простучи». Правила просты, но требуют внимания и сосредоточенности. Если вы стучите один раз, то ребенок должен стукнуть два раза. Если вы два раза стукнули, то ребенок один. Со временем правила моно усложнить, добавив количество стуков «4-2», «2-4».
Тренируем сосредоточенность. Читайте вслух стихи, сказки, рассказы и периодически останавливайтесь и просите ребенка повторить небольшой фрагмент. Постепенно ребенок будет не просто слушать ваш голос, а научится вникать в суть и бонусом разовьет память.«Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, ребенок все равно возьмет пример с вас». Это значит, что если вы хотите добиться от ребенка сосредоточенности и самоконтроля, то в первую очередь этими качествами должны обладать вы.