Эффективные навыки взаимодействия с подростками

Советы родителям подростков

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №7 «Лесная сказка»
(Ленинский муниципальный район)
Наганова Галина Леонидовна

Современные родители активно интересуются психологическими аспектами развития своих детей, особенностями нормативного прохождения детьми различных возрастных этапов.  Заинтересованные родители обращаются за консультацией, информационной помощью к психологу, чтобы разобраться в многочисленных сведениях, полученных из интернета, статей в популярных журналах и книг. Нередко обращаются к психологу родители подростков, обеспокоенные предстоящим прохождением «трудного возраста», напуганные тем, что подростка иногда называют «психологическим монстром». Родители хотят подготовиться и научиться эффективно взаимодействовать со своим ребенком – подростком.

Подростковый период – один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех компонентов личности и физиологическими перестройками. В подростковом возрасте принято выделять две фазы: негативную (собственно критическую)  — младший подростковый возраст (11 – 13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13 – 15 лет).

Стремление к взрослости, самостоятельности подростка часто сталкиваются с неготовностью, нежеланием или, бывает, и неспособностью взрослых (родителей) понять это и принять. Особенно характерно это для младшего подросткового возраста, как и определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Это имеет глубокий психологический смысл: чтобы лучше понять себя,  необходимо сравнивать себя  с такими же подростками, сверстниками. К старшему подростковому возрасту акценты расставляются по-другому: происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков.

Подростковый возраст – очень важный этап становления личности ребенка: это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.

Следует отдельно остановиться на особенностях эмоциональной сферы подростков. У младших подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших – со взрослыми. Типичными чертами подростков являются раздражительность, возбудимость, эмоциональная лабильность.

При общении с детьми подросткового возраста следует учитывать особенности возраста. Стараясь конструктивно взаимодействовать со своими подростками, лучше избегать таких форм общения, которые могут служить барьерами между вами. Вот они: приказы, команды; предостережения, угрозы; мораль, нравоучения, проповеди; советы (если о них не просят), готовые решения; нотации, лекции, логические доводы; критика, выговоры, обвинения; высмеивание, обзывание; выспрашивание, расследование; отшучивание, уход от разговора; критика каждой ошибки.

Конфликты – часть нашей жизни, они бывают неизбежны, когда происходит столкновение интересов родителя и ребенка. Существует лишь один конструктивный способ разрешения конфликтов, при котором выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок. Родителям стоит потренироваться и освоить этот конструктивный путь разрешения конфликтов из пяти шагов:

1 шаг: Прояснения конфликтной ситуации.

2 шаг: Сбор предложений.

3 шаг: Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

4 шаг: Детализация принятого решения.

5 шаг: Выполнение решения, проверка.

И еще один важный навык необходимо усвоить родителям подростков для эффективного общения с подростками, это техника «Я – высказывание»:

  1. Объективно описать событие (без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования): «Когда на меня повышают голос…» (а не «Когда ты на меня орешь»)
  2. Описать свою реакцию:

Эмоциональная реакция: «Я обижена», «Я рассержена», «Я чувствую себя забытой».

Описание поведения: «Я ухожу в себя», «Я решаю все делать сам», «Я начинаю кричать на тебя».

Реакция, которой Вы сопротивляетесь: «У меня появляется желание избегать тебя», «Мне хочется просто выйти», «Мне хочется бросить все это».

  • Высказать свои пожелания: «Мне хотелось бы…»
  • Представить как можно больше альтернативных вариантов.
  • Можно добавить какое-то объяснение, то есть дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы и ее последствий для нас: «Потому что…».

И в заключение. хотелось бы поделиться еще одним алгоритмом конструктивного послания подростку от родителей:

  1. «Я считаю, что должно быть так…»
  2. «Я хочу, чтобы это было так, потому что я о тебе забочусь».
  3. «Но это твоя жизнь, и ты имеешь право выбирать любой другой вариант поведения. Может быть, этот вариант заставит меня страдать».
  4. «Но даже если ты выберешь то, что мне не нравится, я не перестану любить тебя».
Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"