Сенсомоторное развитие как один из этапов становления речи детей

Назарова Людмила Владимировна, Левина Екатерина Андреевна, учителя-логопеды, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Лучик» комбинированного вида городского округа Щёлково

Нарушение процесса формирования речи у детей первых лет жизни является достаточно актуальной проблемой. Сложное многоуровневое строение речевой деятельности обуславливает и разнообразие ее нарушений, причины которых нужно искать в младшем дошкольном возрасте, так как чувственный (сензитивный) период для развития речи – это возраст от 1 года до 3 лет. 

Марионилла Максимовна Кольцова утверждала, что к этому сроку в основном заканчивается созревание речевых областей головного мозга, а Л.С. Выготский писал, что трехлетнему ребенку, не усвоившему речь, гораздо труднее обучаться ей, чем полуторагодовалому. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы детей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка. На основе Пирамиды обучения Вильямса и Шеленбергера рассмотрим развитие ребенка.

Рисунок 1. Пирамида обучения Вильямса и Шеленбергера

Данная пирамида наглядно иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, речь, интеллект, поведение, зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от «фундамента», нервной системы.

Основание и вершина пирамиды взаимосвязаны – вершина не может существовать отдельно от основания, так же как здание не может удержаться без прочного фундамента. Не обеспечив развитие ребёнка на нижних «этажах», невозможно сформировать навык, который находится на верхних «этажах» пирамиды.

Важно понимать, что развитие ребёнка осуществляется снизу-вверх. Каждый «этаж» формируется на фундаменте предыдущего. Чтобы подняться к вершине пирамиды, нужно уделить внимание каждому «этажу». Не обеспечив развитие ребенка на нижних «этажах», мы не можем требовать формирования навыка, который находится на более высоких «этажах» пирамиды обучения.

Таким образом мы видим: чтобы прийти к речи необходимо, чтобы у ребенка был достаточно развит сенсомоторный уровень.

Сенсомоторное развитие — это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция). Моторика – двигательная активность организма или отдельных органов.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать ТОЛЬКО РЕЧЬ.
Дело в том, что речь — это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе.

Рисунок 2. Пирамида обучения Вильямса и Шеленбергера в виде айсберга

С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно «работали» необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела.

Природой продумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира – это перемещение своего тела в пространстве. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт «кирпичики» для более зрелых и сложных этапов развития.

Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект — это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСОМОТОРНОГО развития.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь — РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним.

Сначала ребенок учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда начнёт болтать. Ребёнок сначала должен «оттачивать» крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему «неговорящие» дети часто имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью, не умеют делать простые позы пальцами. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано. Таким образом, сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать его двигательные умения и навыки, мелкую и крупную моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, узнавать схему своего тела.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"