Шведова Ольга Вячеславовна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа Ступино Московской области
Ну-ка, палка «выручалка», превратись-ка в «поднималку»…
(из мультфильма «Палочка-выручалочка»)
Уважаемые родители! Идею для этой статьи мне подсказал мультфильм «Палочка-выручалочка» по сказке В. Сутеева. В нем Заяц и Ёж используют обычную палку по разному назначению, в зависимости от ситуации. Мне захотелось показать вам , как можно использовать различные предметы для развивающих игр с малышами. Итак , мы начитаем нашу креативную встречу.
Уважаемые родители! Ваш ребенок проходит неповторимый жизненный этап: он уже многое умеет, новые навыки и знания осваивает с космической скоростью, активно учится говорить. Скоро он будет учиться осознавать себя как самостоятельную, взрослую, социальную личность. И родителям важно помогать ребенку в развитии важных сфер его деятельности. А лучший способ сделать это – игровой. Представьте, что вы с ребенком находитесь в машине в большой «пробке», или сидите в длинной очереди. Чем же занять малышей, как использовать время с пользой. Может случиться так, что во время путешествия с малышом вы забыли взять с собой игрушки. Тогда на помощь приходит мамина сумка. Как вы думаете, что нужно отложить в сторону, и ни в коем случае не давать малышу? (документы, гаджеты, лекарства, деньги). Верно, все остальное содержимое сумки мы можем использовать для игры
- Косметичка. В маминой косметичке можно найти много предметов для увлекательной игры.
- Игра на развитие слуха и речи, развитие фантазии , закрепление правил поведения. «Две подружки» (два предмета, например, две помады). Разыгрываем сценку с этими предметами из обычной жизни ребенка, например – дорога в детский сад, нежелание идти спать, знакомство с новыми друзьями. Диалоги строим понятным для ребенка языком, доброжелательной интонацией, отрабатываем навыки речевого общения п этикета.
- Игра на развитие памяти и внимания «Что изменилось ?», «Сделай как я», «Кто ушел?» (Три предмета- помада, тушь, крем)
- закрепить последовательность расположения предметов, затем поменять их местами, предложить ребенку восстановить последовательность.
- выложить предметы, попросить ребенка повторить в определенной последовательности.
- рассмотреть три предмета, один убрать. Попросить ребенка вспомнить -Кто ушел?
- Развитие речи, ритма, музыкального слуха, мелкой моторики «Стучи барабан» ( один предмет, которым можно стучать – тюбик с тушью для ресниц) – Ритмично стучим, приговариваем : Стучи барабан, по всем городам. Как я пойду, так всех найду!
- развитие речи, памяти «Муха» (комочек бумаги – фантик, билетик, зеркало). Рассматриваем в зеркало лицо ребенка. «Муха» прилетает и садиться на разные части лица, называем эти части – нос, ухо, брови и т.д. Потом «муха» в руках ребенка прилетает на лицо взрослого.
- «Муху» спрятать в кулак. «Отгадай, в какой руке» .
- Ориентировка на плоскости, знакомство с понятиями «Справа, слева, вверху, внизу», развитие моторики. «Составь узор» (5 предметов. Составляем с ребенком узор из различных предметов косметики).
- Расческа
- Развитие фантазии, закрепление частей тела. «Ёжик». Взрослый читает стихотворение, сопровождая его словами : Я веселый ежик, я живу в лесу. Все , что я в лесу найду- на коленку положу» По очереди сажает «Ёжика» на названный предмет (носик, ладошка, плечо…)
- Блокнот и ручка.
- развитие мелкой моторики «Каракули» — ребенок рисует по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Развитие фантазии и воображения. Развитие слухового восприятия, Развитие речи. «Сказка на листе бумаги» — по сказке В .Сутеева Взрослый рассказывает и рисует.
(текст сказки)
Жил-был на столе у Вовы Карандаш. Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.
— Отпусти меня, пожалуйста! — взмолился Карандаш. — Ну, зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть.
— Я тебя буду грызть! — сказал Мышонок. — У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так! — И Мышонок больно укусил Карандаш
— Ой, — сказал Карандаш. — Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.
— Так и быть, — согласился Мышонок, — рисуй! Но потом я тебя всё равно изгрызу на мелкие кусочки.
Вздохнул тяжело Карандаш и нарисовал кружок.
— Это сыр? — спросил Мышонок.
— Может быть, и сыр, — сказал Карандаш и нарисовал ещё три маленьких кружочка.
— Ну, конечно, сыр, а это дырочки в нём, — догадался Мышонок.
— Может быть, и дырочки, — согласился Карандаш и нарисовал ещё один большой кружок.
— Это яблоко! — закричал Мышонок.
— Может быть, и яблоко, — сказал Карандаш и нарисовал несколько вот таких длинных кружочков.
— Я знаю, это сардельки! — закричал, облизываясь, Мышонок, — Ну, кончай скорее, у меня ужасно чешутся зубы.
— Подожди минуточку, — сказал Карандаш.
И когда он начал рисовать вот эти уголки, Мышонок закричал:
— Это похоже на ко… Не рисуй больше!
А Карандаш уже нарисовал большие усы…
— Да это настоящая кошка! — пискнул испуганный Мышонок. — Спасите! — и бросился к себе в норку.
С той поры Мышонок оттуда носу не показывал. А Карандаш у Вовы до сих пор живёт, только он стал вот какой маленький.
- Конфета
- Можете угостить ребенка. А можете угоститься сами. Вы это заслужили, придумали столько интересных игр для своего малыша. Уважаемые родители! Дети вырастут очень быстро! Наслаждайтесь общением с ними, проводите вместе как можно больше времени! Играйте, познавайте этот прекрасный мир вместе!