Худолеева Ольга Николаевна, учитель — логопед
МОУ Давыдовская гимназия
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Одной из основных целей реализации Государственной программы дошкольного образования является развитие детской речи. От уровня овладения дошкольником родным языком и в частности связной речью, на которой строится вся учебная деятельность, во многом зависит успешность обучения будущего первоклассника. Многие родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Какими играми и упражнениями можно развивать речь ребенка?
- Рассматриваете ли вы картинку или читаете с ним книгу, слушаете сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что означает то или иное слово. Игра «Хочешь узнать – задай вопрос».
- Известная игра «Доскажи словечко»: родитель читает коротенькое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово». Можно использовать также загадки. Игра помогает родителям при изучении разных тем «Времена года», «Животные», «Посуда», ит.д.
- Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, по дороге в детский сад или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
- описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, цвет, веселые слова;
- расскажи о предмете, какой он (опищите как можно больше прилагательных), что он может делать (назови глаголы) и т.д.;
- игра « Если бы, да ка бы…» Ребенку предлагается закончить предложение:
- Если бы я был Дождиком, то я бы……., потому что….
- Если бы я была Королевой, я бы……, потому что…;
- игра «Хорошо – плохо». Ребенку предлагается рассказать, что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?;
- игра в слова с противоположным значением (антонимы);
- игра в слова, где изменяется один звук: почка-дочка.
- Ребенку предложить пересказать любую сказку, рассказ или мультфильм. Что больше всего понравилось и почему? Объясни? Опиши своего любимого героя.
- Игра «Найди ошибку в предложении» На березе растут …….
- Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Ребенку предлагается внимательно всматриваться в изображения, рассказывать поподробнее. О чем хочется подробнее рассказать? Сложнее всего ребенку удается задание – описать пейзаж, состояние погоды, мимику, жесты героев. Ребенку предлагается самому обдумать план рассказа.
- Поиграйте с ребенком в игру-драматизацию на литературные темы.
Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит впрямую успеваемость ученика (ответы у доски, сочинения, изложения, рассуждения). Без умения четко формулировать свою мысль невозможно полноценное самопознание и саморазвитие личности.