Рекомендации педагога-психолога для родителей детей с агрессивным поведением

Воспитание дошкольников

Вавилова Ольга Сергеевна, педагог-психолог
МАОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа № 11»

Уважаемые родители!

Любая детская проблема, будь то агрессивность, тревожность, страхи и пр., обычно лишь вершина айсберга. Это, чаще всего, лишь симптом, а причины глубоко скрыты в недрах психики. Поэтому важно разобраться в истинных причинах проблемы агрессивного поведения, чтобы понять, как ее решать.

Агрессия — состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности. Агрессивное поведение ребенка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов или других агрессивных действий.

Агрессивное поведение детей становится своеобразным сигналом SOS, криком о помощи: «Обратите внимание на меня — я чувствую, что я — плохой, меня не любят, я ничего не могу!» В ребенке слишком много негативных эмоций, с которыми он не в силах справиться. В агрессивных детях очень много тревоги и страхов, поэтому они всеми силами пытаются защитить себя, а лучшее средство защиты — это нападение (незрелость психики, неумение себя защитить по-другому). Постепенно агрессивные действия становятся постоянным способом решения возникающих проблем, и тогда агрессивное поведение становится ярко выраженной чертой личности.

Виды агрессииКак проявляется
ФизическаяИспользование физической силы -разрушительные действия, драки
Вербальная (словесная)Ссоры, крики, визги, угрозы, проклятия, ругань
ПрямаяНаправлена на какой-либо конкретный субъект или объект
Косвенная (скрытая) (основана на механизме перенесения) например, мама не дает конфету, ребенок тут же бросает игрушку или другой предметДействия, окольным путем направленные на какое-либо лицо (злобные сплетни, шутки тп). Действия, которые характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаком по столу)
Пассивная агрессияМанипулирование -скрытый способ добиться своего, его цель — расстроить, вывести из равновесия окружающих
Активная (враждебная) агрессияСпециальные действия, направленные на причинение вреда
Болезненная агрессияНеконтролируемые вспышки ярости, гнева и разрушительные действия
АутоагрессияНаправлена на себя (бьет себя, стучится головой об стенку, кусает себя, рвет на себе волосы и тд)
Ассертивность (позитивная агрессия, настойчивость, активность)Адекватное средство достижения какой-либо цели (достичь успеха в какой-либо деятельности)
Защитная агрессияСамозащита, дает отпор агрессору, реакция на неприятные ситуации или нежелание что-либо делать. Может выражаться во всех предыдущих видах.

Формой выражения агрессии и агрессивности является такая эмоция, как гнев. У дошкольников гнев появляется внезапно, но можно увидеть предвестники, вспышки. У разных детей они могут быть разными, например, покусывание нижней губы, сжимание кулаков, покраснение и тд. Выделим стадии выражения гнева и стратегии поведения родителей (воспитателей):

  1. Зарождение (в этот момент еще можно переключить, сместить гнев на неопасные предметы, предотвратить стадию вспышки).
  2. Вспышка (дать возможность выплеснуть гнев конструктивно, без вреда окружающим, и в этот момент бесполезно что-либо внушать) 
  3. Угасание (душевный разговор, конструктивная обратная связь) 

ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ

  • Биологические
  • Личностные
  • Социальные

Вот некоторые рекомендации родителям:

Как вести себя взрослым в ситуациях детской агрессии?

Если ребенок проявляет агрессию:

НЕЛЬЗЯ:НУЖНО:
1. Игнорировать агрессивное поведение ребенка1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
2. Проявлять агрессию в ответ (угрожающая мимика, жесты, крик)2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения
3. Применять физические наказания3. Быть последовательным в системе поощрения и наказания
4. Передразнивать, насмехаться4. Обучать приемлемым способам выражения гнева
5. Сравнивать ребенка с другими детьми5. Учить брать ответственность на себя
6. Ругать ребенка в присутствии посторонних людей6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей
7. Требовать безоговорочного поведения7. Расширять поведенческий репертуар ребенка
8. Давать оценку личности ребенка, а не его поступку8. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях

Более подробно данный вопрос можно изучить в книге Евгении Ивановой»Как помочь агрессивному ребенку. От года до 10 лет

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"