Вавилова Ольга Сергеевна, педагог-психолог
МАОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа № 11»
Уважаемые родители!
Любая детская проблема, будь то агрессивность, тревожность, страхи и пр., обычно лишь вершина айсберга. Это, чаще всего, лишь симптом, а причины глубоко скрыты в недрах психики. Поэтому важно разобраться в истинных причинах проблемы агрессивного поведения, чтобы понять, как ее решать.
Агрессия — состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности. Агрессивное поведение ребенка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов или других агрессивных действий.
Агрессивное поведение детей становится своеобразным сигналом SOS, криком о помощи: «Обратите внимание на меня — я чувствую, что я — плохой, меня не любят, я ничего не могу!» В ребенке слишком много негативных эмоций, с которыми он не в силах справиться. В агрессивных детях очень много тревоги и страхов, поэтому они всеми силами пытаются защитить себя, а лучшее средство защиты — это нападение (незрелость психики, неумение себя защитить по-другому). Постепенно агрессивные действия становятся постоянным способом решения возникающих проблем, и тогда агрессивное поведение становится ярко выраженной чертой личности.
Виды агрессии | Как проявляется |
Физическая | Использование физической силы -разрушительные действия, драки |
Вербальная (словесная) | Ссоры, крики, визги, угрозы, проклятия, ругань |
Прямая | Направлена на какой-либо конкретный субъект или объект |
Косвенная (скрытая) (основана на механизме перенесения) например, мама не дает конфету, ребенок тут же бросает игрушку или другой предмет | Действия, окольным путем направленные на какое-либо лицо (злобные сплетни, шутки тп). Действия, которые характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаком по столу) |
Пассивная агрессия | Манипулирование -скрытый способ добиться своего, его цель — расстроить, вывести из равновесия окружающих |
Активная (враждебная) агрессия | Специальные действия, направленные на причинение вреда |
Болезненная агрессия | Неконтролируемые вспышки ярости, гнева и разрушительные действия |
Аутоагрессия | Направлена на себя (бьет себя, стучится головой об стенку, кусает себя, рвет на себе волосы и тд) |
Ассертивность (позитивная агрессия, настойчивость, активность) | Адекватное средство достижения какой-либо цели (достичь успеха в какой-либо деятельности) |
Защитная агрессия | Самозащита, дает отпор агрессору, реакция на неприятные ситуации или нежелание что-либо делать. Может выражаться во всех предыдущих видах. |
Формой выражения агрессии и агрессивности является такая эмоция, как гнев. У дошкольников гнев появляется внезапно, но можно увидеть предвестники, вспышки. У разных детей они могут быть разными, например, покусывание нижней губы, сжимание кулаков, покраснение и тд. Выделим стадии выражения гнева и стратегии поведения родителей (воспитателей):
- Зарождение (в этот момент еще можно переключить, сместить гнев на неопасные предметы, предотвратить стадию вспышки).
- Вспышка (дать возможность выплеснуть гнев конструктивно, без вреда окружающим, и в этот момент бесполезно что-либо внушать)
- Угасание (душевный разговор, конструктивная обратная связь)
ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ
- Биологические
- Личностные
- Социальные
Вот некоторые рекомендации родителям:
Как вести себя взрослым в ситуациях детской агрессии?
Если ребенок проявляет агрессию:
НЕЛЬЗЯ: | НУЖНО: |
1. Игнорировать агрессивное поведение ребенка | 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка |
2. Проявлять агрессию в ответ (угрожающая мимика, жесты, крик) | 2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения |
3. Применять физические наказания | 3. Быть последовательным в системе поощрения и наказания |
4. Передразнивать, насмехаться | 4. Обучать приемлемым способам выражения гнева |
5. Сравнивать ребенка с другими детьми | 5. Учить брать ответственность на себя |
6. Ругать ребенка в присутствии посторонних людей | 6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей |
7. Требовать безоговорочного поведения | 7. Расширять поведенческий репертуар ребенка |
8. Давать оценку личности ребенка, а не его поступку | 8. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях |
Более подробно данный вопрос можно изучить в книге Евгении Ивановой»Как помочь агрессивному ребенку. От года до 10 лет