Взаимодействие родителей с педагогами и специалистами

Принципы взаимодействия родителей с педагогами и специалистами

  • Принцип первый (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями):

Родители являются первыми воспитателями ребенка.

  • Принцип второй (мало осознаваемый педагогами и не известный родителям):

Детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей.

  • Принцип третий (смутно осознаваемый и родителями, и педагогами):

Какие педагоги – такие и родители, и наоборот – какие родители – такие и педагоги.

  • И, наконец, четвертый принцип (вызывающий самое большое количество разногласий между педагогами и родителями):

Педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка.

Особенности взаимодействия родителей с педагогами и специалистами

  • Родителям нужно учитывать, что педагоги не получали специальной подготовки по работе со взрослыми людьми.
  • Следствием чего является установка педагога на взаимодействие с родителями, как с детьми.
  • Главная специфика взаимодействия со взрослыми — это не способность родителей учиться, а возможность родителям научиться самим с помощью специалистов.

Какие ограничения родителям нужно учитывать при взаимодействии с педагогами и специалистами

  • детский сад призван взаимодействовать с семьей для полноценной реализации уставных задач, но в силу обстоятельств не всегда способен к полноценному взаимодействию
  • семья всегда способна (исходя из своих функций) к взаимодействию с детским садом, но не всегда реализует свое право на взаимодействие (исходя из наличных компетенций)

По каким признакам родителям можно оценить эффективность взаимодействия с педагогами и специалистами

1. Активность субъектов взаимодействия, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.

2. Способность реализовывать учреждением и семьей полноценную субъектную позицию: предоставление свободы выбора и действий, ответственность и самостоятельность.

3. Возможность занимать объектную позицию: быть детскому саду, семье объектом воздействия со стороны субъекта воздействия (семьи, детского сада).

4. Результативность взаимодействия: степень достижения поставленных целей, эффективность достижения результата, оптимальность соотношения приложенных усилий и полученных результатов, удовлетворенность участвующих сторон процессом и результатами совместной деятельности.

5. Продуктивность взаимодействия: видимые результаты совместной деятельности детского сада и семьи, вклад семьи в развитие дошкольного образовательного учреждения, вклад учреждения в развитие семьи.

6. Удовлетворенность субъектов взаимодействия: отсутствие конфликтных и стрессовых ситуаций, соблюдение принципа «не навреди» по отношению к физическому и психическому здоровью участников взаимодействия.

7. Отсроченные результаты: использование полученных знаний, технологий в дальнейшей работе.

Перестройка позиций участников взаимодействия (педагогов и родителей)

Обобщая отношение педагогов к родителям, можно представить собирательный образ семьи в глазах воспитателей ДОУ:

Какие бывают родители (глазами педагогов)

Ярлыки (заблуждения)Снятие ярлыков
1. «Пассивные»
2. «Скандальные»
3. «Незаинтересованные»
4. «Немотивированные»
5. «Занятые»
6. «Грамотные»
7. «19:00» (родители, которые приходят в детский сад в последние минуты прекращения его работы)
8. «19:01» (родители, которые приходят в детский сад после прекращения его работы)
9. «Не умеющие воспитывать ребенка»
10. «Не занятые»

Для изменения отношения педагогов к родителям следует сначала прочитать левую колонку утверждений и отметить те, с которыми педагог согласен. Затем определить процентное выражение собственных заблуждений относительно родителей: количество своих согласий нужно разделить на 10 и умножить на 100. Затем в правой колонке необходимо написать аргументы, разрушающие собственные заблуждения. Например: если Вы согласны с утверждением «пассивные родители», контраргументируйте это тем, что родитель – это человек, любящий ребенка и никогда на свете, не допускающий свою апатию и не любовь к нему.

Чтобы уравновесить позиции, следует привести и противоположный портрет (педагогов в глазах родителей).

Какие бывают педагоги (глазами родителей)

Ярлыки (заблуждения)Снятие ярлыков
1. «Строгие»
2. «Требовательные»
3. «Необязательные»
4. «Любящие детей»
5. «Не любящие детей»
6. «Жесткие»
7. «Мягкие»
8. «Неопытные»
9. «Опытные»
10. «Раздражительные»

Родителям следует так же, как и педагогам, бороться с заблуждениями.

Дополнение указанных позиций, их согласованность определяется теми канонами, которые гласно и/ или негласно сложились во взаимодействии педагогов и родителей.

Ниже представлен ряд запрещенных (табуированных) высказываний, который позволит, с одной стороны, снять существующие напряжения в общении родителя и воспитателя, с другой, призван способствовать профилактике конфликтности.

Табу для родителей.

Запреты родителям: никогда не говори «некогда».

О педагогах: Что она может, Она не грамотная, Она не профессионал и т. д.

О других родителях: Они не уделяют время ребенку, Они его не (правильно) воспитывают.

О детях: Он плохой, Он хуже моего ребенка, Не играй (общайся) с ним.

Данные установки позволяют продуктивно взаимодействовать педагогам и родителям в образовании и являются ориентирами для перестройки существующих отношений.

Роли и позиции родителей в процессе выстраивания взаимодействия с педагогами и специалистами

Определение ролей и позиций субъектов педагогического взаимодействия (в частности, педагогов и семьи) является неотъемлемым компонентов эффективного сотрудничества.

Ниже мы представляем вариант налаживания взаимодействия в игровой форме.

Дидактическая игра «родители обязаны, педагоги должны»

«Должны (по договору)-обязаны (по статусу)»

Цель: уточнить представления родителей и детского сада о правах ребенка, ответственности детского сада и обязанностях родителей.

Задачи:

— определить представления родителей об ответственности детского сада;

— закрепить представления родителей о собственных обязанностях;

— систематизировать представления детского сада и семьи о правах ребенка.

Оборудование:

Планшет с 3 столбцами («родители обязаны», «детский сад и родители беспрекословно выполняют», «педагоги должны») и передвигающимися по строкам карточками с обозначением обязанностей субъектов дошкольного воспитания (на обратной стороне карточек подписать носителя данной обязанности (детский сад, либо семья, либо детский сад и семья).

Инструкция для родителей:

Уважаемые родители!

Мы предлагаем вам принять участие в акции: «Социальное партнерство ДОУ и семьи в воспитании ребенка».

Вам необходимо расположить предлагаемые карточки с обязанностями субъектов воспитания по группам обязанностей в соответствующих столбцах – «обязанности детского сада», «обязанности семьи», «обязанности семьи и детского сада».

По итогам работы с родителями перевернуть карточки, после того как все будут расположены, и подсчитать количество ошибочных мнений родителей: после запланировать работу по итогам выявленных проблем.

Примерный набор карточек:

Лицевая сторонаОборотная сторона
…..имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (Ст. 44 З-на «Об образовании в РФ»)Родители
….несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61)
…..обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65)
….обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65);
…. формирование общей культуры,ДОУ
….развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
…..формирование предпосылок учебной деятельности;
….сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
(ст. 64 ФЗ РФ 273)

Итогом игры должно стать понимаемое и зафиксированное наглядно представление родителей, детского сада об обязанностях детского сада, родителей, детского сада и родителей.

По итогам игры «общественный договор» о сотрудничестве педагогов и родителей может быть зафиксирован в форме наглядно в форме плакатов: «Родители являются первыми педагогами», «ДОУ действуют в помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития».

Достигнутые договоренности между педагогами и родителями следует зафиксировать документально: в частности, родителям предлагается внести свои изменения и предложения в договор между детским садом и родителями, где могли бы быть более четко отражены позиции субъектов воспитания: права и обязанности семьи по поводу ее участия в жизни ребенка в детском саду.

Активные и интерактивные технологии, которые могут использовать родители для совместной работы со специалистами

— метод «дельфи» – метод мозгового штурма, мозговой атаки – это метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой педагогов и родителей для отбора лучшего решения, по актуальным проблемам воспитания;

— метод тестовых ситуаций (проблемных ситуаций) – метод, с помощью которого педагог создает специальные условия, в которых каждый родитель участник семинара-практикума проявляется наиболее отчетливо;

— тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях возникающих в семье;

— акции – это комплекс мероприятий, действий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней;

— мастер-классы для родителей – это передача действующей технологии, способ взаимодействия между обладающего признанным авторитетом педагогом, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

— тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей, каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению, к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты.

Как родители могут эффективно взаимодействовать с педагогами и специалистами

Формы участие семьи в жизни ребенка в детском саду

Компетентностный подходТрадиционный подход
Возможна активизация родителей путем их включения в различные виды деятельности, организации экспертизы со стороны родителей, а также учет предложений семей.В результате такой формы работы родители получают достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Презентация дошкольного учреждения
Компетентностный подходТрадиционный подход
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность, в каких то вопросах или наоборот, стимулируя детей рассказать новое, гостю).Дают представления родителям о содержании и технологиях работы с детьми в ДОУ,
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Компетентностный подходТрадиционный подход
Плодотворен при условии участия родителей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении педсовета в присутствии воспитателей.Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Педагогический совет с участием родителей
Компетентностный подходТрадиционный подход
Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и при участии семьей воспитанников.Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
Педагогические ситуации
Компетентностный подходТрадиционный подход
Более эффективен, если реализуется принципа равноправности: родители спрашивают – педагоги отвечают, педагогик спрашивают – родители отвечают, на основе чего совместно планируется общая деятельность.В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
Телефон доверия
Компетентностный подходТрадиционный подход
Активизация семьи возможна при непосредственном участии родителей в данном процессе: взаимопосещения, родительский десант и др.Воспитатель каждой возрастной группы посещает семьи всех своих воспитанников для ознакомления с условиями жизни и воспитания детей в семье.
Посещение семьи
Компетентностный подходТрадиционный подход
Эффективна при целевом характере бесед (по запросам родителей), внесении элементов дискуссии и проблематизации.Форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Педагогические беседы с родителями
Компетентностный подходТрадиционный подход
Соблюдение принципа консультирования в сочетании с обратной связью и измерением отсроченных результатов.Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Тематические консультации
Компетентностный подходТрадиционный подход
Использование активизирующих методик: — метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей; — метод видеокоррекции, связанный с проигрыванием заданий, что сопровождается видеозаписью поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется; — метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагог-родитель»; — метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; — метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций; — метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе.Обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания с участием специалистов. На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Собрание-встреча, круглый стол с родителями
Компетентностный подходТрадиционный подход
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.Направлены на обобщение и распространение опыта воспитания детей в семье.
Конференция с родителями
Компетентностный подходТрадиционный подход
Активное собрание родителей может включать: — элементы тренинга; — мастер-класс; — семинар-практикум; — семинар; — видеотренинг; — видео-презентацию; — показ занятий на видеозаписи. Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться поразительных результатов, родители становятся активными, заинтересованными.Обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями.
Общие собрания родителей
Компетентностный подходТрадиционный подход
С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределы детского сада, в проведении досугов и развлечений. Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей. В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю, заведующей позже, записать в специальную тетрадь.Посещение детского сада с постановкой перед родителями конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в группе, в детском саду.
Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада

Формы работы с семьей за пределами детского сада

Университет педагогических знаний и лекторий

Компетентностный подходТрадиционный подход
В качестве лекторов могут быть привлечены родители, специализирующиеся по тем или иным проблемам. Занятия должны быть практико-ориентированными, включать элементы тренинга и упражнений с детьми.
Как и лектории, УПЗ создаются в системе лекционной пропаганды знаний. Но если лектории могут быть эпизодическими, либо проводиться циклами лекций, а посещение их свободное, то УПЗ – это своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат); постоянный состав слушателей; определенную учебную программу; преподавательский лекторский состав и т.п. Задачи университетов: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях.

Киноуниверситет или кинолекторий

Компетентностный подходТрадиционный подход
Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используется видеозапись реальной жизни ДОУ. Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм.

Школы для родителей

Компетентностный подходТрадиционный подход
Школы для родителей должны содержать элементы школы родителей: когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта.Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольных учреждениях, в зависимости от специфики района города, более актуальны школы «Молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, средне образовательными школами, профессиональными училищами.

Читательские конференции по книгам о воспитании

Компетентностный подходТрадиционный подход
Организаторами конференций выступают родители, дети и педагоги являются участниками конференций.Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми.
Тематические выставки
Компетентностный подходТрадиционный подход
Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Площадки для выставок представляют родители. Например, банк, магазин, приемная администрации, офис компании и т.д. в зависимости от места работы родителей. Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио, в том числе сам факт организации подобных выставок.Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, Домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района.

Информационные бюллетени

Компетентностный подходТрадиционный подход
Бюллетени содержат информацию от родителей, могут быть подготовлены семьями воспитанников.Они вывешиваются (по договоренности) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разные времена года и т.п.

Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях

Компетентностный подходТрадиционный подход
Презентация групп проходит с участием родителей и воспитанников.На мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются родители, имеющие детей дошкольного возраста проживающие в вашем микрорайоне.

Родительские конференции

Компетентностный подходТрадиционный подход
Родительские конференции инициируются самими родителями, организаторами выступают родительские комитеты, педагоги являются тьютерами и кураторами конференции. Дошкольное учреждение предоставляет помещение для проведения мероприятия.Их организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, Домах культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей.

Консультации для родителей

Компетентностный подходТрадиционный подход
Организация общественной приемной для консультирования, как педагогов, так и родителей (включая жителей микрорайона). Создание консультационного пункта на базе ДОУ на общественных началах. Организаторами могут быть юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий из числа родителей.К ним привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители).

Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях

Компетентностный подходТрадиционный подход
Библиотека создается самими родителями, может быть виртуальной, комплектация курируется самими родителями.Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, в ряде случаев это платная услуга.

Выступления воспитанников детских садов

Компетентностный подходТрадиционный подход
Создается программа выступлений детей и родителей по принципу «Минуты славы», программа составляется родителями, с привлечением тренеров, педагогов центров дополнительного образования, музыкальных школ которые посещают дети. Участие ребенка в празднике, утреннике, выступление перед ветеранами, становится частью портфолио ребенка.Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и др. могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т.д. Цель их показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях.

Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати

Компетентностный подходТрадиционный подход
Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или иной педагогической технологии носит направленный характер (позиционирование деятельности ДОУ в городе, селе и т.д.) осуществляется по инициативе родителейПедагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати, на радио, по телевиденье имеют в основном практический характер, раскрывают педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае.
Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"