Идеи участия родителей в жизни ребенка в детском саду
Ниже представлен обобщенный перечень идей, которые позволяют родителям непосредственно участвовать в жизни ДОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию:
Родительская экспертиза (качества среды, игрушек).
Родительские собрания, в которых родители являются организаторами и участниками.
Родительские проекты, позволяющие внедрить предложения в жизнь детского сада:
— какой должны быть приемная;
— какой должны быть групповая комната;
— каким должен быть педагог;
— каким должен быть родитель;
Организация различных новых форм работы с родителями (видеотренинги, творческие отчёты, недели творчества, пропаганда опыта семейного воспитания, творческие игры, клубы и т.д.).
Обмен информацией через электронную почту и Интернет-сайт ДОУ, социальные опросы и анкетирование.
Создание условий для эффективной работы с родителями (семейная гостиная, библиотека, видеотека, медиатека).
Ориентиры к оформлению уголка (стенда, пространства, ресурса, зоны, центра) для родителей:
Информация, размещенная на стенд для родителей должна быть динамичной. Минимум раз в 2 недели материал должен обновляться.
При размещении любого печатного материала на стенде: советов медиков, психолога и т.д. ссылка, на издание, включая авторство и год публикации обязательна.
Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций, в папках-передвижках, должно быть примерно 2 к 6 (2 части текст, 6 – иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем, донести до них нужную информацию.
Следует создать резерв для обмена информацией между группами.
Оформление уголков в группах:
– консультативные материалы по разделам программы;
– подборки методических рекомендаций для родителей;
– уголки здоровья;
– ежедневно оформление информационных стендов для родителей: «Чем мы занимались», «Выучите вместе с нами».
Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю должен обновляться материал на стенде для родителей.
Каждый день, должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде: рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили, названия произведений которые слушали, репродукций которые рассматривали, загадки, используемые на занятиях и т.д.
Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители группы могли обратиться с каким-то предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно кулинарным рецептом).
Родительский уголок содержит планшет о возрастных особенностях детей вашей группы.
В течение года меняется материал, включая по очереди требования: по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и т.д. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т.д.).
«Наша жизнь день за днем».
Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например «Сегодня Сережа спросил: почему сахар сладкий?»), текста песенки, которую выучили на занятии или прогулки, названия музыкального произведения которое слушали, название книги, которую вы читаете детям, загадки и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Папа, загадай мне загадку: «Не лает, не кусается, а в дом не пускает?», «Мама выучи со мной стишок для бабушки:…, песенку для куклы» и т.д.
Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умения общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
Детское экспериментирование (под наблюдением родителей) в специально организованных условиях с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.
«Наши родители советуют» (название произвольное), в этом разделе родители группы могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу), поделиться опытом (профилактика простуды: я делаю так, советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей от которых они их услышали, конечно, с их согласия), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно кулинарным рецептом), объявления для обмена мультфильмами, фильмами, книгами и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительского собрания.
Права детей: это раздел для родителей, куда помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
Режим возрастной группы: он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например:
Прогулка: если целевая, то, на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки впечатления детей, возможен фотомонтаж, «репортаж с прогулки», высказывания детей, рисунки и комментарии к ним и т. д.
Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например: играем в больницу, нужны халаты, бинты, марлевые повязки, «бутыльки с лекарствами», коробки из под таблеток и т.д.; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный – задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации, что прочитать детям, какие атрибуты и бутафории нужны для игры.
Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете где, и как он будет использован детьми.
Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т.д.) готовит инструктор по физкультуре. (Используйте папку-передвижку).
Музыкальное занятие (готовит музыкальный руководитель) – репертуар занятия, какие произведения слушали. Можно предложить кассету для прослушивания произведения для дома с аннотацией музыкальных произведений (запись у воспитателя);
Занятия: тема занятий обновляется ежедневно, указывается цель и задачи занятия.
Раз в месяц (2 раза в месяц) нужно планировать индивидуальную работу с родителями по подготовке к занятию. Вы планируете тему: «День космонавтики» «Космос». У каждого ребенка, даже во второй младшей группе, есть свои представления о многих вещах. Сделайте запись в «модели трех вопросов» (Л. Свирская).
Например:
12 апреля в группе будет проходить занятие «День космонавтики».
ЧТО МЫ ЗНАЕМ | ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ | ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ |
ИРА М. Космос, это куда летают космонавты | Как корабли летают вокруг Земли. | Узнать у папы |
Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д. (если есть решение об этом родительского собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку).
Меню. Меню можно тоже использовать для индивидуальной работы с родителями. Например, Завтрак: «Любимая каша» (Маши К., Даши С., Степки А.) Манная каша. Или Обед: плов (в советах родителей помещаете оригинальные рецепты плова).
Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф, театральная студия и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях и заданием на дом.
Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-передвижек или если это необходимо (например, реализуется программа «Здоровье», или много детей из социально-неблагополучных семей или другие причины) имеют постоянную рубрику в уголке для родителей.
Раз в квартал возможно выпуск специального журнала для родителей по актуальной теме, например по профилактики наркотизма. Эти журналы даются во временное пользование отдельным семьям на одну-две недели. После изучения родителями материала воспитатель проводит с ними беседу по данному вопросу.
Кроме стенда хорошо также иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.
Целью следующей формы наглядной пропаганды – тематических выставок – является дополнить словесную информацию для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному и ручному труду и пр.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подобрать материал на определенную тему, вырезки из газет и журналов, иллюстрации; сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Проекты в организации информационной политики детского сада в работе с семьей.
Предлагаемые ниже проекты направлены на интенсификацию работы с семьей на основе создания двустороннего воздействия: детского сада на семью и семьи на детский сад.
Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. В силу данных обстоятельств пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли семьи в образовательном процессе ДОУ и усиления субъектной позиции родителей в управлении образовательным процессом.
Цель проектов:
Определить баланс воздействия субъектов воспитания детей в процессе совместной реализации образовательного процесса в ДОУ.
Задачи проектов:
Уточнить круг обязанностей детского сада и объем ответственности родителей в форме общественного договора.
Разработать и реализовать действенные стимулы организации полисубъектного взаимодействия в системе ДОУ-семья (проект «Родительская почта», «Приемные»).
Обеспечить систематическую и системную реализацию разработанных проектов в повседневной жизни детского сада в процессе взаимодействия с семьей.
Проект «Родительская почта»
Обоснование: пустующие ящики «Почты доверия» подводят нас к необходимости перестройки существующей работы с письменными обращениями родителей.
Для этого необходимо наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада с семьей. Как это сделать?
Во-первых, следует разработать систему родительской почты. Мы предлагаем несколько ящиков родительской почты (возможно по числу групп в детском саду), направленных на оперативный сбор различной информации, например: «Почта родительского гнева», «Почта родительского недоверия (опасения)», «Почта анонимных обращений родителей», «Адресная почта (вопросы родителей к конкретным специалистам)», «Почта родительского счастья», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему….», «Почта родительских идей (предложений, пожеланий» и т.д. Важным в персонализации почты становится действенность тематики обращений родителей (название почты должно стимулировать), ответная реакция ДОУ (ее адекватность, оперативность, доступность и гласность). В данной ситуации ДОУ демонстрирует свою заинтересованную, деятельную и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада и для полноценного пребывания ребенка в детском саду.
Технология внедрения проекта:
1 этап: подготовительный: коллектив ДОУ разрабатывает тематику и порядок представления ящиков родительской почты. Рекомендательно, чтобы подобные ящики были установлены на видном и доступном месте в приемных, рядом помещены все необходимые принадлежности (бумага, ручки, карандаши и т.п.). Важно продумать ротацию ящиков: в течение 1-2 недель каждый ящик находится в одной группе. Из числа воспитателей группы назначается ответственный педагог за сбор и анализ полученной информации, а также подготовку ответов на обращения родителей. После назначенного срока, когда все обращения родителей проанализированы и обработаны (возможно с представлением статистической информации для родителей: сколько всего получено обращений за отчетный период, их характер, группировка по содержанию и т.д.), ящик перемещается в другую группу. Таким образом, каждый ящик проходит определенный маршрут по всем группам. По итогам работы информация обобщается и обрабатывается, продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, заседаниях, консультациях и т.д.) и опосредованная (посредством информационных стендов, отчетов, плакатов, брошюр и т.д.).
2 этап: основной: родителям презентуют разработанные ящики, объясняют механизм работы, наглядно демонстрируют их действенность. Это может быть обучающая ситуация по пользованию родительской почтой: на родительском собрании, встрече с родителями им предлагается наполнить представленные ящики, после чего педагоги в режиме реального времени отвечают на поступившие обращения. Важно на данном этапе продемонстрировать готовность ДОУ отвечать и реагировать адекватно на все обращения для того, чтобы поддержать желание родителей обращаться к педагогам посредством почты.
Следует пояснить и для родителей в первую очередь, что представленная почта не замещает и не может заменить непосредственное общение: но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. То есть родительская почта – это только повод для дальнейшей работы и средство обеспечения оперативной и адекватной обратной связи.
3 этап: заключительный: подведение промежуточных и окончательных итогов работы родительской почты. На данном этапе важно презентовать родителям обобщенный результат их обращений и запросов, а также результаты работы ДОУ в данном направлении (принятые меры и их результаты).
Для того, чтобы родительская почта стала рабочим инструментов, обеспечивающим взаимодействие ДОУ и семьи, необходимо оперативно обновлять тематику ящиков, а также ротировать их по группам.
Следующим проектом, углубляющим представленный выше, является проект «Приемная».
Необходимость пересмотра информационной работы приводит и к необходимости коррекции реального взаимодействия педагогов и родителей. В ситуации дефицита времени на повседневное общение педагогов и родителей по поводу детей часто возникают разногласия по рабочим и текущим моментов воспитания ребенка. Преодолеть указанные разногласия призван проект «Приемная».
Основная миссия проекта: установить и поддерживать актуальным общественный договор между родителями и педагогами на основе принятия единых требований и интенсификации взаимодействия.
Решение первой задачи связано с созданием презентационных материалов педагогов группы, семьи и ребенка.
Презентации педагогов может быть представлена по следующей схеме:
Персональная информация о педагогах | Компетенция педагогов | Дополнительная (текущая) информация |
Ф.И.О., фотография | Кратко: из должностных инструкций (не более 10) | Обращения к педагогам |
Стаж, квалификация | 1. | Объявления для родителей |
Образование | … | Новости и события |
Повышение квалификации | … | «Домашние задания» |
Достижения, заслуги | и др. | |
Миссия, девиз | 10. |
Важным в презентации педагогов является возможность индивидуализировать информацию, декларировать их открытость к взаимодействию и демонстрировать компетентность в решении проблем воспитания, обучения и развития детей.
Презентация родителей строится по принципу зеркального отражения, чтобы подчеркнуть идею взаимодополняемости и взаимозависимости педагогов и семьи в процессе воспитания детей.
Презентации родителей может быть представлена по следующей схеме:
Персональная информация о родителях | Обязанности родителей | Дополнительная (текущая) информация |
Ф.И.О., фотография Дом., раб. тел | Кратко по функциям родителей (не более 10) | Обращения к родителям |
Место работы, должность | Обращения к педагогам | |
Образование | Новости и события | |
Миссия, девиз | и др. |
Решение второй задачи, направленной на усиление взаимодействия детского сада и семьи, связано с интенсификацией информационной работы с семьей в приемной по следующему алгоритму.
Представленная ниже матрица информационного воздействия ДОУ позволяет варьировать
а) частоту информационного воздействия (периодичность информации);
б) субъектов информации (педагогов, родителей, детей) персонально, подгруппой и коллективом;
в) содержание (направленность информации), определяющее эффект воздействия;
г) адресность (объекты информации) – фигурантов информационных сообщений (педагогов, родителей, детей).
Соблюдение требований к информации, ее форме и содержанию позволяет активизировать родителей, обеспечить обратную связь и расширить зону реализации субъектности семьи:
— оперативность подачи и системность охвата;
— периодичность и обновляемость, систематичность;
— эмоциональность и привлекательность;
— смысловая нагрузка и педагогическая ценность;
— эстетическая оформленность и этическая подача.
Презентация ребенка, исходя из разработанных алгоритмов конструирования презентации педагогов и родителей, а также основ информационной работы может выглядеть следующим образом:
Персональная информация о детях | Права ребенка (не более 10) | Дополнительная (текущая) информация |
Ф.И.О., фотография | Кратко по Конвенции, с опорой на компетенции педагога и обязанности родителей (не более 10) | События в группе (достижения, происшествия и т.д.) |
зона успешности ребенка | ||
высказывания детей | ||
Миссия, девиз | и др. |
Презентация ребенка и группы детей в целом должны служить наглядной демонстрацией действенности сотрудничества педагогов группы и семей воспитанников, что отражается на результатах образования детей в ДОУ.
Представленные материалы призваны оперативно решать текущие проблемы в работе ДОУ в тесной связи с семьей. Возможно использование следующих вариантов:
родительская почта;
— почта родительского гнева;
— почта родительского счастья;
— почта родительского недоумения;
— почта родительского опасения;
— почта родительского опыта;
— информационная почта (хочу поделиться…);
— почта родительских достижений;
— почта родительский увлечений;
Родительское участие в образовательном процессе может включать множество вариантов.
Вот некоторые идеи о том, что могут делать родители в детском саду:
— читать детям рассказы, сказки, истории;
— приносить различные игрушки для общих игр;
— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;
— участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).
Конкурс «Моя родословная»
Для составления родословной семьи можно использовать такую методику, как изготовление семейной газеты. Туда могут войти такие рубрики как «Герб и девиз семьи», «Первые слова ребенка», «Любимые книги семьи», «Герои мультфильмов», «Наши любимые блюда», семейные хобби и конечно семейные фотографии.
«Фабрика звезд – рисунки, поделки детей».
Родительские собрания: в нетрадиционной форме: «Круглый стол», «Педагогическая гостиная», «Дискуссионный клуб для отцов».
Научно-практические конференции.
Дни открытых дверей.
Заключение договоров.
Создание семейного портрета.
Информационный блок: «Копилка родительской мудрости», тесты, анкеты, опросники.
Клубная работа.
Совместные занятия родителей.
Оперативная информация (индивидуальные карточки).
Семейные университеты.
Разработка наградной культуры ДОУ: совместные заседания администрации ДОУ и родительского комитета, на которых разрабатываются формы поощрения заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников ДОУ; заведующий, старший воспитатель, родительский комитет.
Работа по благоустройству ДОУ:
— субботники по благоустройству участков групп;
— субботники по благоустройству групповых комнат;
— субботники по озеленению территории ДОУ (окапывание и обрезка кустарника, разбивка цветников, покраска малых форм на участках);
— спонсорская помощь родителей в оснащении предметно-развивающей среды.
Некоторые идеи экспериментальны и обозначают скорее направление, чем пути его реализации:
из серии родительский подвиг:
— весь день оказывать помощь в группе;
– организовать экскурсию на свое рабочее место;
— провести с детьми прогулку;
– провести с детьми занятие.
Акции также являются эффективной формой включения родителей в жизнь ДОУ:
— экологические;
— рекламные;
— педагогические;
Большинство акций посвящено актуализации совместного опыта родителей и детей:
— моя первая игрушка;
— мой первый музыкальный инструмент;
— мы с семьей отдыхаем;
— конкурс детского творчества (мои первые слова);
– первый день в детском саду;
— мой город зимой (весной, летом, осенью);
— новый год в кругу семьи;
— конкурс костюмов, украшений, сценариев нового года;
— смотр Дедов Морозов;
— смотр-конкурс Снегурочек;
— конкурс коллективная поделка;
— творческая мастерская (родительский мастер-класс: поделки, игрушки, украшения к Новому году);
— семейная церемония (традиции);
— поход в музей;
— музейный (семейный) экспонат;
— мои увлечения (за пределами детского сада и семьи): кружки, секции;
— социальные проекты;
— родительские журналы и газеты;
— презентация группы родителей (газета);
— генеалогическое дерево;
— семейный герб;
— семейные традиции;
— семейный альбом;
— путешествуем семьей;
— открытые занятия для родителей;
— домашние задания для совместного выполнения с детьми;
— индивидуальная работа с родителями, старшими воспитателями, воспитателями;
— посещение занятий (с последующим анализом);
— участие на занятиях (в качестве гостя, эксперта, соучастника с детьми, соучастника с педагогами);
— участие на прогулке (с проведением игр, развлечений, наблюдений, бесед и т.д.);
— экскурсии с участием родителей;
— чтение художественных произведений;
— мастер-классы для детей (по изодеятельности, декоративно-прикладному искусству, занятиям по физической культуре и т.д.);
— консультации родителей:
-для педагогов;
— для родителей;
— для детей;
— распространение опыта семейного воспитания через музей истории детского сада.
— участие в подготовке и проведении календарных праздников;
— подготовка домашних заданий;
— тематические проекты, посвященные календарным праздникам;
— участие в качестве зрителей;
— участие в качестве жюри;
— участие в качестве представителей команд (родителей, родителей и детей, родителей и педагогов, родителей, детей и педагогов);
— деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности ДОУ в микрорайоне.
Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателя о своем посещении.
Следует организовать целенаправленную деятельность для реализации родительской активности: в частности необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе.
Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность.
Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.
Член родительского совета.
Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.