Идеи участия родителей в жизни ребёнка в детском саду

Идеи участия родителей в жизни ребенка в детском саду

Ниже представлен обобщенный перечень идей, которые позволяют родителям непосредственно участвовать в жизни ДОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию:

Родительская экспертиза (качества среды, игрушек).

Родительские собрания, в которых родители являются организаторами и участниками.

Родительские проекты, позволяющие внедрить предложения в жизнь детского сада:

— какой должны быть приемная;

— какой должны быть групповая комната;

— каким должен быть педагог;

— каким должен быть родитель;

Организация различных новых форм работы с родителями (видеотренинги, творческие отчёты, недели творчества, пропаганда опыта семейного воспитания, творческие игры, клубы и т.д.).

Обмен информацией через электронную почту и Интернет-сайт ДОУ, социальные опросы и анкетирование.

Создание условий для эффективной работы с родителями (семейная гостиная, библиотека, видеотека, медиатека).

Ориентиры к оформлению уголка (стенда, пространства, ресурса, зоны, центра) для родителей:

Информация, размещенная на стенд для родителей должна быть динамичной. Минимум раз в 2 недели материал должен обновляться.

При размещении любого печатного материала на стенде: советов медиков, психолога и т.д. ссылка, на издание, включая авторство и год публикации обязательна.

Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций, в папках-передвижках, должно быть примерно 2 к 6 (2 части текст, 6 – иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем, донести до них нужную информацию.

Следует создать резерв для обмена информацией между группами.

Оформление уголков в группах:

– консультативные материалы по разделам программы;

– подборки методических рекомендаций для родителей;

– уголки здоровья;

– ежедневно оформление информационных стендов для родителей: «Чем мы занимались», «Выучите вместе с нами».

Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю должен обновляться материал на стенде для родителей.

Каждый день, должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде: рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили, названия произведений которые слушали, репродукций которые рассматривали, загадки, используемые на занятиях и т.д.

Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители группы могли обратиться с каким-то предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно кулинарным рецептом).

Родительский уголок содержит планшет о возрастных особенностях детей вашей группы.

В течение года меняется материал, включая по очереди требования: по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и т.д. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т.д.).

«Наша жизнь день за днем».

Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например «Сегодня Сережа спросил: почему сахар сладкий?»), текста песенки, которую выучили на занятии или прогулки, названия музыкального произведения которое слушали, название книги, которую вы читаете детям, загадки и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Папа, загадай мне загадку: «Не лает, не кусается, а в дом не пускает?», «Мама выучи со мной стишок для бабушки:…, песенку для куклы» и т.д.

Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умения общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.

Детское экспериментирование (под наблюдением родителей) в специально организованных условиях с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.

«Наши родители советуют» (название произвольное), в этом разделе родители группы могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу), поделиться опытом (профилактика простуды: я делаю так, советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей от которых они их услышали, конечно, с их согласия), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно кулинарным рецептом), объявления для обмена мультфильмами, фильмами, книгами и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительского собрания.

Права детей: это раздел для родителей, куда помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.

Режим возрастной группы: он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например:

Прогулка: если целевая, то, на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки впечатления детей, возможен фотомонтаж, «репортаж с прогулки», высказывания детей, рисунки и комментарии к ним и т. д.

Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например: играем в больницу, нужны халаты, бинты, марлевые повязки, «бутыльки с лекарствами», коробки из под таблеток и т.д.; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный – задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации, что прочитать детям, какие атрибуты и бутафории нужны для игры.

Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете где, и как он будет использован детьми.

Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т.д.) готовит инструктор по физкультуре. (Используйте папку-передвижку).

Музыкальное занятие (готовит музыкальный руководитель) – репертуар занятия, какие произведения слушали. Можно предложить кассету для прослушивания произведения для дома с аннотацией музыкальных произведений (запись у воспитателя);

Занятия: тема занятий обновляется ежедневно, указывается цель и задачи занятия.

Раз в месяц (2 раза в месяц) нужно планировать индивидуальную работу с родителями по подготовке к занятию. Вы планируете тему: «День космонавтики» «Космос». У каждого ребенка, даже во второй младшей группе, есть свои представления о многих вещах. Сделайте запись в «модели трех вопросов» (Л. Свирская).

Например:

12 апреля в группе будет проходить занятие «День космонавтики».

ЧТО МЫ ЗНАЕМЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ
ИРА М. Космос, это куда летают космонавтыКак корабли летают вокруг Земли.Узнать у папы

Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д. (если есть решение об этом родительского собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку).

Меню. Меню можно тоже использовать для индивидуальной работы с родителями. Например, Завтрак: «Любимая каша» (Маши К., Даши С., Степки А.) Манная каша. Или Обед: плов (в советах родителей помещаете оригинальные рецепты плова).

Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф, театральная студия и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях и заданием на дом.

Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-передвижек или если это необходимо (например, реализуется программа «Здоровье», или много детей из социально-неблагополучных семей или другие причины) имеют постоянную рубрику в уголке для родителей.

Раз в квартал возможно выпуск специального журнала для родителей по актуальной теме, например по профилактики наркотизма. Эти журналы даются во временное пользование отдельным семьям на одну-две недели. После изучения родителями материала воспитатель проводит с ними беседу по данному вопросу.

Кроме стенда хорошо также иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.

Целью следующей формы наглядной пропаганды – тематических выставок – является дополнить словесную информацию для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному и ручному труду и пр.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подобрать материал на определенную тему, вырезки из газет и журналов, иллюстрации; сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

Проекты в организации информационной политики детского сада в работе с семьей.

Предлагаемые ниже проекты направлены на интенсификацию работы с семьей на основе создания двустороннего воздействия: детского сада на семью и семьи на детский сад.

Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. В силу данных обстоятельств пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли семьи в образовательном процессе ДОУ и усиления субъектной позиции родителей в управлении образовательным процессом.

Цель проектов:

Определить баланс воздействия субъектов воспитания детей в процессе совместной реализации образовательного процесса в ДОУ.

Задачи проектов:

Уточнить круг обязанностей детского сада и объем ответственности родителей в форме общественного договора.

Разработать и реализовать действенные стимулы организации полисубъектного взаимодействия в системе ДОУ-семья (проект «Родительская почта», «Приемные»).

Обеспечить систематическую и системную реализацию разработанных проектов в повседневной жизни детского сада в процессе взаимодействия с семьей.

Проект «Родительская почта»

Обоснование: пустующие ящики «Почты доверия» подводят нас к необходимости перестройки существующей работы с письменными обращениями родителей.

Для этого необходимо наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада с семьей. Как это сделать?

Во-первых, следует разработать систему родительской почты. Мы предлагаем несколько ящиков родительской почты (возможно по числу групп в детском саду), направленных на оперативный сбор различной информации, например: «Почта родительского гнева», «Почта родительского недоверия (опасения)», «Почта анонимных обращений родителей», «Адресная почта (вопросы родителей к конкретным специалистам)», «Почта родительского счастья», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему….», «Почта родительских идей (предложений, пожеланий» и т.д. Важным в персонализации почты становится действенность тематики обращений родителей (название почты должно стимулировать), ответная реакция ДОУ (ее адекватность, оперативность, доступность и гласность). В данной ситуации ДОУ демонстрирует свою заинтересованную, деятельную и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада и для полноценного пребывания ребенка в детском саду.

Технология внедрения проекта:

1 этап: подготовительный: коллектив ДОУ разрабатывает тематику и порядок представления ящиков родительской почты. Рекомендательно, чтобы подобные ящики были установлены на видном и доступном месте в приемных, рядом помещены все необходимые принадлежности (бумага, ручки, карандаши и т.п.). Важно продумать ротацию ящиков: в течение 1-2 недель каждый ящик находится в одной группе. Из числа воспитателей группы назначается ответственный педагог за сбор и анализ полученной информации, а также подготовку ответов на обращения родителей. После назначенного срока, когда все обращения родителей проанализированы и обработаны (возможно с представлением статистической информации для родителей: сколько всего получено обращений за отчетный период, их характер, группировка по содержанию и т.д.), ящик перемещается в другую группу. Таким образом, каждый ящик проходит определенный маршрут по всем группам. По итогам работы информация обобщается и обрабатывается, продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, заседаниях, консультациях и т.д.) и опосредованная (посредством информационных стендов, отчетов, плакатов, брошюр и т.д.).

2 этап: основной: родителям презентуют разработанные ящики, объясняют механизм работы, наглядно демонстрируют их действенность. Это может быть обучающая ситуация по пользованию родительской почтой: на родительском собрании, встрече с родителями им предлагается наполнить представленные ящики, после чего педагоги в режиме реального времени отвечают на поступившие обращения. Важно на данном этапе продемонстрировать готовность ДОУ отвечать и реагировать адекватно на все обращения для того, чтобы поддержать желание родителей обращаться к педагогам посредством почты.

Следует пояснить и для родителей в первую очередь, что представленная почта не замещает и не может заменить непосредственное общение: но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. То есть родительская почта – это только повод для дальнейшей работы и средство обеспечения оперативной и адекватной обратной связи.

3 этап: заключительный: подведение промежуточных и окончательных итогов работы родительской почты. На данном этапе важно презентовать родителям обобщенный результат их обращений и запросов, а также результаты работы ДОУ в данном направлении (принятые меры и их результаты).

Для того, чтобы родительская почта стала рабочим инструментов, обеспечивающим взаимодействие ДОУ и семьи, необходимо оперативно обновлять тематику ящиков, а также ротировать их по группам.

Следующим проектом, углубляющим представленный выше, является проект «Приемная».

Необходимость пересмотра информационной работы приводит и к необходимости коррекции реального взаимодействия педагогов и родителей. В ситуации дефицита времени на повседневное общение педагогов и родителей по поводу детей часто возникают разногласия по рабочим и текущим моментов воспитания ребенка. Преодолеть указанные разногласия призван проект «Приемная».

Основная миссия проекта: установить и поддерживать актуальным общественный договор между родителями и педагогами на основе принятия единых требований и интенсификации взаимодействия.

Решение первой задачи связано с созданием презентационных материалов педагогов группы, семьи и ребенка.

Презентации педагогов может быть представлена по следующей схеме:

Персональная информация о педагогахКомпетенция педагоговДополнительная (текущая) информация
Ф.И.О., фотографияКратко: из должностных инструкций (не более 10)Обращения к педагогам
Стаж, квалификация1.Объявления для родителей
ОбразованиеНовости и события
Повышение квалификации«Домашние задания»
Достижения, заслуги
и др.
Миссия, девиз10.

Важным в презентации педагогов является возможность индивидуализировать информацию, декларировать их открытость к взаимодействию и демонстрировать компетентность в решении проблем воспитания, обучения и развития детей.

Презентация родителей строится по принципу зеркального отражения, чтобы подчеркнуть идею взаимодополняемости и взаимозависимости педагогов и семьи в процессе воспитания детей.

Презентации родителей может быть представлена по следующей схеме:

Персональная информация о родителяхОбязанности родителейДополнительная (текущая) информация
Ф.И.О., фотография Дом., раб. телКратко по функциям родителей (не более 10)Обращения к родителям
Место работы, должность
Обращения к педагогам
Образование
Новости и события
Миссия, девиз
и др.

Решение второй задачи, направленной на усиление взаимодействия детского сада и семьи, связано с интенсификацией информационной работы с семьей в приемной по следующему алгоритму.

Представленная ниже матрица информационного воздействия ДОУ позволяет варьировать

а) частоту информационного воздействия (периодичность информации);

б) субъектов информации (педагогов, родителей, детей) персонально, подгруппой и коллективом;

в) содержание (направленность информации), определяющее эффект воздействия;

г) адресность (объекты информации) – фигурантов информационных сообщений (педагогов, родителей, детей).

Соблюдение требований к информации, ее форме и содержанию позволяет активизировать родителей, обеспечить обратную связь и расширить зону реализации субъектности семьи:

— оперативность подачи и системность охвата;

— периодичность и обновляемость, систематичность;

— эмоциональность и привлекательность;

— смысловая нагрузка и педагогическая ценность;

— эстетическая оформленность и этическая подача.

Презентация ребенка, исходя из разработанных алгоритмов конструирования презентации педагогов и родителей, а также основ информационной работы может выглядеть следующим образом:

Персональная информация о детяхПрава ребенка (не более 10)Дополнительная (текущая) информация
Ф.И.О., фотографияКратко по Конвенции, с опорой на компетенции педагога и обязанности родителей (не более 10)События в группе (достижения, происшествия и т.д.)


зона успешности ребенка


высказывания детей
Миссия, девиз
и др.

Презентация ребенка и группы детей в целом должны служить наглядной демонстрацией действенности сотрудничества педагогов группы и семей воспитанников, что отражается на результатах образования детей в ДОУ.

Представленные материалы призваны оперативно решать текущие проблемы в работе ДОУ в тесной связи с семьей. Возможно использование следующих вариантов:

родительская почта;

— почта родительского гнева;

— почта родительского счастья;

— почта родительского недоумения;

— почта родительского опасения;

— почта родительского опыта;

— информационная почта (хочу поделиться…);

— почта родительских достижений;

— почта родительский увлечений;

Родительское участие в образовательном процессе может включать множество вариантов.

Вот некоторые идеи о том, что могут делать родители в детском саду:

— читать детям рассказы, сказки, истории;

— приносить различные игрушки для общих игр;

— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;

— участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т.д.).

Конкурс «Моя родословная»

Для составления родословной семьи можно использовать такую методику, как изготовление семейной газеты. Туда могут войти такие рубрики как «Герб и девиз семьи», «Первые слова ребенка», «Любимые книги семьи», «Герои мультфильмов», «Наши любимые блюда», семейные хобби и конечно семейные фотографии.

«Фабрика звезд – рисунки, поделки детей».

Родительские собрания: в нетрадиционной форме: «Круглый стол», «Педагогическая гостиная», «Дискуссионный клуб для отцов».

Научно-практические конференции.

Дни открытых дверей.

Заключение договоров.

Создание семейного портрета.

Информационный блок: «Копилка родительской мудрости», тесты, анкеты, опросники.

Клубная работа.

Совместные занятия родителей.

Оперативная информация (индивидуальные карточки).

Семейные университеты.

Разработка наградной культуры ДОУ: совместные заседания администрации ДОУ и родительского комитета, на которых разрабатываются формы поощрения заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников ДОУ; заведующий, старший воспитатель, родительский комитет.

Работа по благоустройству ДОУ:

— субботники по благоустройству участков групп;

— субботники по благоустройству групповых комнат;

— субботники по озеленению территории ДОУ (окапывание и обрезка кустарника, разбивка цветников, покраска малых форм на участках);

— спонсорская помощь родителей в оснащении предметно-развивающей среды.

Некоторые идеи экспериментальны и обозначают скорее направление, чем пути его реализации:

из серии родительский подвиг:

— весь день оказывать помощь в группе;

– организовать экскурсию на свое рабочее место;

— провести с детьми прогулку;

– провести с детьми занятие.

Акции также являются эффективной формой включения родителей в жизнь ДОУ:

— экологические;

— рекламные;

— педагогические;

Большинство акций посвящено актуализации совместного опыта родителей и детей:

— моя первая игрушка;

— мой первый музыкальный инструмент;

— мы с семьей отдыхаем;

— конкурс детского творчества (мои первые слова);

– первый день в детском саду;

— мой город зимой (весной, летом, осенью);

— новый год в кругу семьи;

— конкурс костюмов, украшений, сценариев нового года;

— смотр Дедов Морозов;

— смотр-конкурс Снегурочек;

— конкурс коллективная поделка;

— творческая мастерская (родительский мастер-класс: поделки, игрушки, украшения к Новому году);

— семейная церемония (традиции);

— поход в музей;

— музейный (семейный) экспонат;

— мои увлечения (за пределами детского сада и семьи): кружки, секции;

— социальные проекты;

— родительские журналы и газеты;

— презентация группы родителей (газета);

— генеалогическое дерево;

— семейный герб;

— семейные традиции;

— семейный альбом;

— путешествуем семьей;

— открытые занятия для родителей;

— домашние задания для совместного выполнения с детьми;

— индивидуальная работа с родителями, старшими воспитателями, воспитателями;

— посещение занятий (с последующим анализом);

— участие на занятиях (в качестве гостя, эксперта, соучастника с детьми, соучастника с педагогами);

— участие на прогулке (с проведением игр, развлечений, наблюдений, бесед и т.д.);

— экскурсии с участием родителей;

— чтение художественных произведений;

— мастер-классы для детей (по изодеятельности, декоративно-прикладному искусству, занятиям по физической культуре и т.д.);

— консультации родителей:

-для педагогов;

— для родителей;

— для детей;

— распространение опыта семейного воспитания через музей истории детского сада.

— участие в подготовке и проведении календарных праздников;

— подготовка домашних заданий;

— тематические проекты, посвященные календарным праздникам;

— участие в качестве зрителей;

— участие в качестве жюри;

— участие в качестве представителей команд (родителей, родителей и детей, родителей и педагогов, родителей, детей и педагогов);

— деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности ДОУ в микрорайоне.

Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателя о своем посещении.

Следует организовать целенаправленную деятельность для реализации родительской активности: в частности необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе.

Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

Член родительского совета.

Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Оцените статью
ГОУ ВО МО "Государственный гуманитарно-технологический университет"